Башкирские журналисты отправились в Армению на самолёте Armenian Airlines

Из Уфы в Ереван под священный Арарат съезжаются сотни туристов из Башкортостана

С запуском регулярных прямых рейсов Armenian Airlines из Уфы в Ереван под священный Арарат съезжаются сотни туристов из Башкортостана. Как с пользой для души, тела и на радость желудку провести время на земле, где Ной спустился на землю, узнали участники пресс-тура, организованного самой молодой авиакомпанией Армении.

Из Уфы в Ереван под священный Арарат съезжаются сотни туристов из Башкортостана
Содержание:

Напрямую, без пересадок

Армения. Жемчужина православия в тюркском окружении. Историческая родина таких известных людей, как Шарль Азнавур, Арам Хачатурян, Иван Айвазовский, Армен Джигарханян. Архитектурная и гастрономическая кладовая мира, скрытая массивами Закавказья. Армяне истово верят в Бога, готовят мацони, суп тан, ароматную долму и с удовольствием угощают этими блюдами гостей, которых за последние годы стало в разы больше.

Вечер среды. «Чистая» зона международного терминала аэропорта Уфы. Ощущение, что уже в гостях. Эмоциональные армяне летят домой, а туристы в ожидании путешествия общаются вполголоса. Уже на борту самолёта Аirbus A321 Armenian Airlines роли изменились: те, кто летит впервые, просят задремавших сынов гор рассказать, куда еще можно съездить и что посмотреть. Обратный рейс только через неделю, и нужно расставить локации на карте. Пассажир с кавказским акцентом показывает на телефоне соседу токующих журавлей. Спустя примерно три часа после взлета дискуссии прерывает объявление о приземлении. Иначе вряд ли бы кто заметил: посадка на редкость мягкая.  

– Барев дзес, – приветствует покидающих борт пассажиров командир воздушного судна авиакомпании Armenian Airlines Давид Саркисян. – Родина для меня – что-то большее, чем просто место рождения и жительства. Это душа! Можно находиться за тысячи километров, но хранить душу дома. Гости это чувствуют, поэтому очень уважительно и трепетно относятся к Армении. Мне повезло: я часто вижу свою страну в объеме с воздуха, без границ, ограничений, а благодаря быстрым перелётам – и без расстояний.

Самолёт приземлился в Ереване минута в минуту, как и планировалось. Пунктуальность выполнения рейсов и комфорт пассажиров - в приоритете авиакомпании. Да и ценовая политика в зимний и весенний периоды – демократичная для такого рода международных перелётов. Средняя стоимость пассажирского места составила в этот раз 6155 рублей. Летом до 10-12 тысяч руб.

– Мы проанализировали спрос на прямые рейсы из Уфы и приняли решение увеличить частоту перелётов до двух в неделю в весенне-летнем расписании, – говорит директор по продажам авиакомпании Armenian Airlines Алиса Саркисян. – В дальнейшем с приобретением дополнительных воздушных судов авиакомпания расширит сетку международных маршрутов. Из Еревана можно будет улететь в Нью-Дели (Индия) и Батуми (Грузия). В связи с этим сформируем гибкую систему тарифов для транзитных пассажиров.  

Вера сильнее катастроф и войн

Рассвет отразился на кипенно-белом постельном белье в просторном номере отеля Felinger в Ереване. Быстрый подъем, сразу завтрак: нужно торопиться, ведь программа пребывания в Армении насыщенная. Подбор гардероба с учётом погоды (в начале марта здесь от -5 до +10) и пунктов назначения. Нас ждут монастырские стены, которые не терпят халатности в одежде. В экскурсионном автобусе гид с аутентичным именем Армине предваряет первое знакомство.

В зале кафедрального собора Св. Григория Просветителя много молящихся: традиция даже в будние дни. Целовать иконы не принято, здесь образов практически нет: не в местных правилах. Это самая крупная в Ереване и вторая по величине церковь в Закавказье. Её построили по местным меркам совсем недавно, в начале XXI века, а освятили в 2001 году - в дни празднования 700-летия принятия Арменией христианства. Мощи самого почитаемого здесь богослова Григория Просветителя, ранее хранящиеся в Неаполе, передал Папа Римский Иоанн Павел II.

Погружение в историю начинается с поездки в древний монастырь на возвышенном берегу пресного озера Севан. Он так и называется Севанаванк. Сложенные кирпичной кладкой камни красного, чёрного и жёлтого цветов олицетворяют культуру строительства, сохранившуюся в Армении по сию пору, а именно материал – туф.

У входа в монастырь с 13-вековой историей летают одомашненные голубки. Их хозяин с шекспировским предвкушением общения представляется Гамлетом и просит подержать птиц для фото за сумму, которую не жалко.

– Это святое место, друзья мои! И церковь наша, и Севан, и голубки…, - говорит Гамлет, неопределённо указывая пальцем в небо. – Проникнитесь и отсюда без толку вы не уйдёте. Смело загадывайте желание! Если вы здесь первый раз, то второй обязательно придёте другими людьми: дети родятся, богаче будете, счастливее…

Ну как после этого не высыпать всю мелочь!

Монументальные реликвии

Глубокая тишина царит у монастыря Хор Вирап, где открывается непревзойденный вид на Арарат. Сейчас это место паломничества, а когда-то святые стены выполняли роль тюрьмы, где в заточении глубоко под землёй держали всё того же Григория Просветителя. В скрытую на первый взгляд катакомбу теперь можно спуститься всем желающим по десятиметровой металлической лестнице. Клаустрофобов, правда, просят остаться наверху.

Спускаясь с возвышенности Хор Вирапа, слышны звуки аккордеона. Незрячий пожилой мужчина затягивает песню, приговаривая в конце «аствац джан». Прямого перевода нет, в подобной ситуации мы произносим «господи помилуй» или «дай-то бог».

Часть святынь не пощадили войны, другую часть – время и природные катаклизмы. Тектоническая активность держит в напряжении жителей Армении. Храм Гарни – единственное строение античного типа еще языческого периода - почти до основания разрушило землетрясение в XVII веке. Уникальный объект восстановили в советский период. Наличие широкой колоннады напоминает легендарный храм Афродиты, а вот узоры – сугубо армянское ноу-хау: здесь привыкли отличаться, а не быть похожими.

Еще одна монументальная реликвия Армении – пещерный монастырь Гегард. В VI веке наши предки пробили скалы, часть стен монастыря – это горные породы. Узкие залы и низкие проёмы в проходах сохраняют тепло и способствуют звонкой акустике во время молитв. Огонь свечей то и дело задувают сквозняки. Но понимающие прихожане в молитве за близких зажгут и свои, и чужие.

Группу участников пресс-тура просят отвлечься от экскурсии и получить благословение предстоятеля. От тихого обращения к Богу и приложения к реликвиям не отказывается никто.

В Герарде можно набрать родниковой воды, которая бьёт ключом в сердце необычной пещеры. Ею потом запивают купленную под крепостными стенами армянскую гату (пирог на мацони). Тут же девушки примеряют серебряные украшения и доверяются убеждениям о пользе лунного камня для семейного очага. Зарядившись эмоциями на закате дня, в это вполне можно поверить!

Горские горные забавы

Было бы странно, если бы в усеянной возвышенностями Армении не был развит горнолыжный туризм. Цахкадзор - самый крупный комплекс в стране, расположенный примерно в 60 километрах от Еревана.

Нам повезло: конец февраля-начало марта – лучшее время для катания. Осадков нет, снег еще не рыхлый, все спуски обкатаны. Температура - 10-15 градусов ниже нуля. Высота – до 2800 метров. На Цахкадзоре 15 трасс. Суммарная длина всех спусков — более 30 километров, а самый протяжённый растянулся на восемь километров.

Попарно рассевшись в люльки ски-пасса, мы устремились вверх. Вокруг открывается неописуемый вид: на первом уровне – боковые трассы, далее замечаем старые и новые отели и апартаменты, всего их здесь больше 120.

Чем выше, тем глубже ощущается сила природы Армении: на горизонте - озеро Севан, слева – Арарат, а если умудришься повернуться на 180 градусов – гора Арагац в 4090 метров, самая высокая в стране, ведь Арарат высотой в 5000 метров территориально располагается в Турции.

Сошли с подъемника на полпути: замерзли. Решение взять с собой солнцезащитный крем – как никогда правильное: несмотря на холод, на высоте чувствуется сильное воздействие солнца.

Можно зайти перекусить, согреться горячим глинтвейном, а после сделать памятное селфи с коллегами.

Десятиразовый подъем в течение дня оценивается в десять тысяч драмов - 2,5 тысячи рублей. Если приобретать абонемент на три или десять дней, выходит выгоднее. Снаряжение можно взять в аренду. На Цахкадзоре есть своя служба инструкторов и секция по лыжному слалому.

Поиск вкусов вместо похмелья

Неправда, что вино и коньяк в Армении льются рекой. В этом смысле - как и везде: за всё нужно платить. А за выдержанные экземпляры - еще и немалые деньги. Единственное, что могу подтвердить, виноградный алкоголь здесь натуральнее, что позволяет распробовать всю гамму вкусов, а не приторные отдушки.

Эта история сродни драйзеровскому пути к успеху. Еще более удивительно, что она не придумана писателями, а случилась на самом деле. Завод Воскеваз в одноимённом населённом пункте, основанный в 30-е годы прошлого века, в начале 2000-х разваливался. Из пропасти банкротства его подхватили браться Оганесян: винодел, художник и предприниматель. И каждый вложил в его возрождение то, что сам умеет лучше всего.

Сегодня это процветающий бизнес, который позволяет выпускать полмиллиона бутылок для двадцати стран мира при годовом потенциале в 1 млн бутылок. В этом же месте проводятся самые познавательные экскурсии и погружение в историю виноделия.

На поверхности – замок-новодел, спроектированный одним из братьев-основателей, особенно на радость детям. А под землей – сотни и сотни дубовых бочек с вином, а также раритетные карасы. Это керамические кувшины, что раньше служили посудой для выдержки вина. Традицию используют и нынешние виноделы, но только когда речь идёт об элитных и дорогостоящих марках. Например, о кахави – напитке, который создается в процессе заизюмливания винограда. Сначала его держат в карасе, потом в бочке, далее разливают по бутылкам, где при правильном температурном режиме оно может продолжать насыщаться вкусом ещё двадцать лет.

Во время дегустации гостей учат пить вино правильно. Во-первых, в меру, во-вторых, глотками. После каждой пробы оценивают послевкусие, ищут ассоциации: лаванды, нот зелёного чая, абрикоса или цитруса. Только так с каждым глотком вкус будет меняться.

Крепко стоит на ногах, а точнее на сваях, крупнейший коньячный завод Еревана. Армянские традиции с французским акцентом: в 1998 году предприятие выкупила транснациональная корпорация из Франции.

Здесь тоже проводят экскурсии и дегустации, как для туристов, так и для эстрадных звёзд и президентов. Последним предлагают особую услугу: закупорить свою именную бочку с коньяком. Процедуру провели Борис Ельцин, Владимир Путин, Шарль Азнавур, западные и восточные лидеры.

Отличие производства этого крепкого напитка от вина – в купажировании или, как здесь говорят, в «женитьбе спиртов». Старые бутылочки еще советского периода бережно хранят под стеклом на память. Наиболее крепкий коньяк, в 57 градусов, попросили произвести первопроходцы севера в 80-х годах прошлого века.

А вот коньяк на продажу выдерживают в 15 тысячах бочек исключительно из древесной сердцевины минимум три года, а максимум 50 лет.

Взять с собой очень много, если вы летите самолётом, не получится: таможенные правила – это еще и способ самодисциплины. Граждане стран-участниц ЕАЭС и Таможенного союза могут транспортировать не более пяти 5 литров крепкого алкоголя, даже приобретённого в зоне Duty Free.

А вот перепить лишнего на месте не позволит сама природа. Из-за разреженного воздуха и, как следствие, дефицита кислорода ввиду горного расположения Армении мы хмелеем быстрее, чем если бы находились на равнинной местности. Может быть, в этом источник долголетия кавказских народов…

Столица Александра Тамаяна

Перед финишем нашей поездки – прогулка по древнейшему городу мира и столице Армении Еревану. То и дело в исторической части поворачиваешь на широкие тротуары, порой превосходящие по размеру параллельную проезжую часть. На некоторых участках есть подземные пешеходные переходы, где кипит торговля. Смартфоны, украшения и необычайно свежие тюльпаны и розы с крупными бутонами. Русские туристы берут охапками: ценник в пересчёте на рубли выгодно отличается от нашего. Можно и поторговаться.   

Рельеф города неоднородный: иногда приходится подниматься в гору. Зато усилия приносят свои плоды: открывается шикарные виды на Арарат, исторические объекты.

Почти с любого ракурса проглядывается мемориал «Мать-Армения» высотой в 55 метров. Образ девушки с мечом в руках символизирует Победу в Великой Отечественной войне, он когда-то заменил на постаменте статую Сталина. Уже в 90-х в основании памятника открыли музей, который работает и в выходные.  

Спускаясь с возвышенности, натыкаешься на Каскад - еще одну достопримечательность Еревана, соединяющую центральную и северную части города. Архитектурно-мемориальный комплекс представляет собой широкие длинные лестницы и пять открытых террас у основания. Можно спуститься по всем 572-м ступеням на поверхности или воспользоваться эскалатором внутри. Строительство Каскада велось в 80-х годах, но часть проекта остаётся замороженной по сей день из-за Спитакской трагедии и распада СССР.

Современный Ереван обязан своим обликом Александру Тамаяну, его потомкам и ученикам. Подножие того самого Каскада – это начало улицы имени великого армянского архитектора, где стоит памятник склонившемуся в думах Александру Оганесовичу над главным проектом своей жизни. Так, один из главных его проектов – центр Еревана, где расположен музей истории Армении и национальная галерея. Для нашей группы провели эксклюзивные экскурсии в воскресенье, несмотря на выходной. Визит был организован при поддержке Фонда развития культуры Армении. В музее собрали 400 тысяч экспонатов, начиная с Бронзового века. Часто хранители сотрудничают с подобными учреждениями в других странах и организуют обменные программы артефактов, например, со знаменитым Британским музеем. Уникальные коллекции изобразительного искусства Армении также гастролируют по всему миру. 40 тысяч работ от романтизма до сюрреализма. Также здесь собрана уникальная коллекция картин знаменитого российского художника Ивана Айвазовского, чье имя при рождении было Ованес Айвазян.

Улететь, чтобы вернуться

Проститься с Арменией нам дали, не торопясь: самолёт только вечером, можно еще раз прогуляться по улицам, заняться шопингом, набрать сувениров. Кстати, магазины мировых брендов, ушедшие из России, в Ереване есть. Но, в основном, они аккумулированы не в торговых центрах, а разрозненно в виде бутиков на красной линии.

Как это часто бывает в интересных местах, путешествие пролетело быстро. Многое успели, но осталось множество причин вернуться обратно, где встретят жизнерадостным «барев дзес», угостят вкусными блюдами, помолятся вместе с тобой и расскажут, где же источник счастья. Для кого-то он точно в солнечной Армении.

Фото: Максим Окунев, Диана Карапетян, Альфия Аглиуллина, Максим Штурм.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру