А как в новом мобильном мире должен развиваться общественный транспорт, рассказал научный руководитель проектов Научно-исследовательского центра региональных транспортных систем России Олег Арефьев.
- Если сравнивать с другими городами России, то в Уфе не самый плохой общественный транспорт, есть города, где все намного хуже, - говорит Олег Викторович. - Надо понимать, что не соответствующий идеалу общественный транспорт - общая для всех регионов проблема.
Г-н Арефьев не видит ничего негативного в том, что Уфа сейчас получает московские трамваи.
- В столице России решили привести весь общественный транспорт к единообразию, что правильно: проще закупать запчасти и обслуживать, - поясняет эксперт. – Поэтому там освобождаются от трамваев других производителей. Но это не значит, что нам отдают изношенные вагоны. Проще вспомнить, что трамваи, которые ходят по уфимским рельсам, имеют возраст более 50 лет. А если мы сможем обеспечить нормальную эксплуатацию московских трамваев, нам их хватит очень надолго. Московские вагоны – современные, совершенно другого качества, они удобнее и теплее.
По мнению Олега Арефьева, вообще, электротранспорт, для которого нужно строить линии, тянуть провода и обслуживать контактную сеть, требует больших вложений.
- Но, с другой стороны, в трамвайную или троллейбусную систему можно один раз вложиться и потом очень долго эксплуатировать, - объясняет он. - Мы сейчас эксплуатируем систему, построенную в Советском Союзе, практически ничего в нее не вложив, – и она до сих пор работает.
Ученый сетует, что последние 30 лет в стране не готовили специалистов по транспорту, и поэтому в этой отрасли были сделаны многочисленные ошибки.
- И до сих пор транспортными проблемами во многих городах порой приходится заниматься людям, которых этому не учили, - переживает он. - В российских городах некому управлять транспортом. Мы потеряли за это время специалистов. В результате приезжаешь в регион, там замминистра, прекрасный человек. Но он окончил педагогический или кулинарный институт, а транспортом начал заниматься, потому что ему сказали: «Больше некому». Конечно, можно многое простить, люди стараются. Но никто не понимает экономику транспорта, мы хаотично, как слепые котята, пытаемся что-то сделать.
В Уфе, по мнению эксперта, общественный транспорт оставляет желать лучшего, хотя «это не самый плохой вариант».
- И я не вижу предпосылок для того, что завтра-послезавтра он станет лучше, - считает он. - В ближайший год изменений нам не увидеть. Даже когда закончится СВО, у нас будут большие расходы. Ждать, что после завершения спецоперации на нас сразу посыплются деньги, не стоит. Нам надо учиться жить по средствам. Может быть, то, что сегодня существует в Уфе, — это не самый плохой вариант. Раньше мы считали, что на нефтяные деньги купим все, что нужно. Сейчас мы учимся жить по средствам.