Эксперт: «Дорогам наносят ущерб в 10 раз больше, чем объем дорожного фонда»

Перегрузы – проблема федерального масштаба

Руководитель проектов Научно-исследовательского центра региональных транспортных систем России Олег Арефьев считает, что властям Башкирии вполне по силам выполнить политическую задачу по цивилизации рынка грузовых перевозок. Сегодня предприниматели перегружают машины и разбивают новые дороги, насколько, что в селе Мурсалимкино жители собирались выходить на протесты против таких автобизнесменов.  

Перегрузы – проблема федерального масштаба

- Политическая воля и возможности для этого есть, - уверен Олег Викторович. - Весовой контроль надо нормально настроить. Я читал федеральную статистику: в 2024 году у нас работало всего 20 процентов существующих постов. Где-то они не работали в принципе, где-то завис программный комплекс, где-то еще что-то. В свое время эти посты были стационарными, то есть там были инспекторы ГИБДД, они останавливали и проверяли машины. Сейчас, когда станции автоматические, водители просто закрывают номера: с этим тоже надо бороться.

По словам г-на Арефьева, в республике нет оборудования, которое распознает закрытые госномера.

- Поэтому очевидно, что для строгого контроля снова придется ставить на пункты весового контроля инспекторов, - полагает ученый. - Нам с этим надо работать, потому что пока мы не наладим контроль, ужесточать штрафы бесполезно. К сожалению, большинство региональных дорог рассчитаны на нагрузку в шесть тонн, потому что давно строились в соответствии с этой категорией советских грузовиков. А грузоподъемность любого самосвала-«китайца» сегодня от 60 до 80 тонн, то есть нагрузка на ось может быть выше в четыре раза.

Как объясняет г-н Арефьев, перегрузы – проблема федерального масштаба.

- Даже в Татарстане, где решением перегруженных дорог занимаются давно, вопрос окончательно не решен, - отмечает эксперт. - Водители закрывают цифры на номерах, и распознать их невозможно. Даже если нарушитель попадет через несколько километров на камеру с читаемым номером, доказать, что это именно тот самый белый или желтый грузовик, невозможно. Суды такие доказательства не примут.

Олег Арефьев утверждает, что сегодня дорогам наносят ущерб на расчетную сумму в 10 раз больше, чем объем дорожного фонда всей Российской Федерации.

- И этот ущерб рано или поздно вылезет, - уверяет он. - Дело в том, что эти китайские грузовики предназначены не для дорог общего пользования, а для специализированных технологических дорог. А в России мы их так используем. Запретить выезжать таким автомобилям на дороги нельзя, тем более что они соответствуют всем нормам, если не перегруженные. Определить перегруз может инспектор, увидевший, что кузов заполнен с горкой. И здесь мы возвращаемся к необходимости доказывать нарушение. То есть глаза инспектора в суде не являются доказательством. В суде нельзя сказать, что горка была чуть больше, чем должно быть.

Ученый поясняет, что нарушение должно быть зафиксировано рамкой, «но у людей есть возможность обходить рамки».

- Кроме того, рамки не всегда корректно работают, некоторые не работают вообще, – добавляет Олег Арефьев.

Между тем власти Башкирии подсчитали ущерб, которые нанесли дорогам республики при строительстве федеральных трасс. Он составил 20 млрд рублей. Сейчас регион добивается, чтобы разрушенные дороги отремонтировали за федеральный счет.

По словам главы РБ Радия Хабирова, во время стройки больших трасс, например, таких, как М-12 «Восток», возникают побочные эффекты. Большегрузы при перевозке стройматериалов разрушают сельские дороги, которые в большинстве случаев являются единственными путем до населенного пункта.

Сегодня таких денег у республики нет. Поэтому власти постоянно ведут переговоры о помощи в восстановлении дорог. Готовность помочь изъявил Росавтодор. Благодаря чему несколько дорог уже восстановили. Но это, уверяет глава республики, процесс долгий.

Отметим, что тема дорог стала самой популярной у жителей республики, задавших вопросы во время прямой линии с Радием Хабировым. Проблема разрушенных магистралей очень волновала жителей республики.

– Госкомпания «Автодор» занимается возмещением убытков и восстановлением части этих дорог, – ответил тогда глава региона. - Мы в свою очередь приняли решение отправлять на эти цели часть средств из нашего дорожного фонда.

Особенно пострадали дороги в Бураевском, Татышлинском, Дюртюлинском и Илишевском районах региона.

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Любови Минаковой, в 2026 году эту работу продолжат. По состоянию на ноябрь власти рассматривают перечень участков дорог, которые отремонтируют в следующем году.

Каждый год власти будут выделять деньги на восстановление поврежденных трасс. Из дорожного фонда планируется предоставлять по 400 млн рублей. Радий Хабиров отметил, что это небольшая сумма, но за счет нее можно ремонтировать отдельные сельские трассы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру