В письме к председателю правительства России Михаилу Мишустину депутат Госдумы отметил, что сегодня в стране насчитывается 16 городов с численностью населения более одного миллиона человек, включая два города — Москву и Санкт-Петербург, где проживает более пяти миллионов. В этих городах совокупная численность жителей составляет около четверти от общего населения страны. И они играют «ключевую роль в социально-экономическом развитии соответствующих субъектов РФ». Он предложил возобновить советскую программу строительства метрополитенов в городах-миллионниках.
- Транспортная инфраструктура значительного числа таких городов не соответствует потребностям и нагрузке, вызванной масштабами урбанизации, внутренней миграции и возросшей автомобилизации, – отмечает Александр Сергеевич. – Сегодня только в семи из 16 мегаполисов есть метрополитены: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Екатеринбурге и Самаре. В Волгограде действует система метротрама, частично размещенная под землей. Такие города, как Уфа, Челябинск, Омск, Пермь, Красноярск, Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар остаются без метро.
При этом, по словам парламентария, во многих из этих городах есть признаки критической транспортной перегрузки. К населенным пунктам с наибольшей интенсивностью уличного трафика относятся Самара, Красноярск, Уфа, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск и Пермь.
- Комплексная федеральная программа строительства метрополитенов будет иметь не только транспортный, но и макроэкономический эффекты, – подчеркнул депутат. - Опыт мегаполисов подтверждает, что метрополитен способствует разгрузке улично-дорожной сети, снижению уровня загрязнений, улучшению логистики и оперативности доставки товаров и услуг.
Отметим, что впервые о строительстве метрополитена в Уфе заговорили в 1970 году. Официально проект одобрили в 1981-м, почти сразу после того, как население столицы Башкирии перешагнуло через миллионный рубеж. Проектирование начали в 1983 году. По задумке, подземная железная дорога должна была соединить северную и южную части города. Первая линия насчитывала 13 станций и проходила под проспектом Октября. Позже появился и второй проект: линия с 15-ю станциями от уфимского железнодорожного вокзала до Шакши. В 1988 институт «Горьковметропроект» рассчитал параметры первого участка уфимского метро от станции Промышленная на границе черниковской промзоны до станции Бульвар Мусы Гареева. Задание на проектирование удалось выдать лишь в феврале 1993 года, а семь месяцев спустя «Нижегородметропроект» отчитался о завершении разработки первой очереди метрополитена и передал документы заказчику, после чего технико-экономическое обоснование было защищено в Главгосэкспертизе России. 2 июля 1996 года уфимское сооружение включили в федеральную программу метростроения.
Первый камень в строительство метро около универмага «Уфа» заложил этим же летом президент России Борис Ельцин, когда побывал в столице Башкирии во время своей избирательной кампании.
Однако возведение подземной дороги так и не начали: сказалось постперестроечное время, когда рушились все экономические связи. В 2011 году строительство метрополитена отменил своим постановлением мэр Уфы Ирек Ялалов.
В 2022-м власти назвали строительство подземки нерентабельным из-за наличия карстовых пород и потому что «Уфа расположена в месте сложных геологических условий», а на строительство метро потребуются «огромные финансовые затраты, которых нет».
Однако в конце прошлого года мэр города Ратмир Мавлиев сказал, что нет ничего невозможного.
- Карсты, конечно, есть, но есть и технологические решения, – отметил Ратмир Мавлиев.
Специалисты же отмечают, что Уфа – не единственный город в стране, где сложный рельеф, но метро в этих мегаполисах все же построили. И приводят в пример Санкт-Петербург, который стоит на болотах и пробивать там тоннели под землей было в разы сложнее, чем в известняковых породах.
- Во всем нужна политическая воля, - отмечают эксперты.