Эксперт из Башкирии: «Участники СВО, получившие ранения, должны тоже передвигаться по улицам»

Созданная в Уфе система платных парковок также пока не очень хорошо организована

Сейчас, когда домой возвращаются участники СВО, получившие ранения, необходимость поддержки инвалидов в обществе становится еще более очевидной. А что нужно сделать, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя полноценными, рассказал эксперт-аудитор в области создания и обеспечения «Доступной среды» Максим Кожухов.

Созданная в Уфе система платных парковок также пока не очень хорошо организована
архив мк

«Для коляски перепад в три сантиметра становится непреодолимой преградой»

 

- Я, как эксперт, вместе с сотрудниками Фонда защитников Отечества в этом году посетил более 160 комиссованных бойцов, - рассказывает г-н Кожухов. - В рамках программы по адаптации жилых помещений бойцов мы уже объехали всю республику и пошли по второму кругу. Очень много ребят-участников СВО хотят вести активный образ жизни. Они не зацикливаются на себе, не хотят засиживаться дома, а фонд предоставляет им автотранспорт, их приглашают на различные мероприятия. И я думаю, что это огромный толчок к тому, чтобы у нас создавалась доступная среда для людей с инвалидностью.

Эксперт объясняет, что как только наступает осень и зима, не только инвалиды, но и маломобильные люди практически лишены возможности выйти из дома, потому что начинается снег и гололед.

- Мы всегда говорим, что доступная среда создается не только для людей с инвалидностью, а для широкого круга жителей, - поясняет Максим Кожухов. - Каждый гражданин в какой-то отрезок своей жизни становится маломобильным. Наши родители становятся пенсионерами и испытывают трудности при передвижении, мамы с колясками, беременные женщины. Даже я, будучи здоровым, занимаясь футболом, подвернул ногу, и мне пришлось несколько месяцев восстанавливать голеностоп, ходить с костылями. В первый день после травмы мне нужно было выехать по работе. Я взял коляску – и выяснилось, что на коляске передвигаться невозможно, потому что на нашем асфальте практически нет ровных поверхностей.

Г-н Кожухов объясняет, почему проводимые в других городах эксперименты – когда чиновников сажали в инвалидную коляску и предлагали им преодолеть определенный маршрут – выглядели комично.  

- Для такого транспорта даже трехсантиметровый перепад высот становится непреодолимой преградой, - поясняет он. - И тем более для не обладающих необходимыми навыками чиновников. Да, сейчас в новых домах есть лифт, на котором можно спуститься на нулевой уровень и попасть на придомовую территорию. Недавно мы были у бойца, который потерял руку. Новый дом по Комсомольской улице, придомовая территория полностью доступна, широкий лифт, широкий выход из подъезда. Но за пределы двора, где находятся магазины, рынок, ты все равно не попадешь. Тротуары узкие, все заставлено автотранспортом, нужно преодолеть бордюры. На входной группе рынка отсутствуют пандусы, сплошные лестницы, узкие дверные проемы и так далее.

Чтобы минимизировать такие ситуации, владельцу каждого торгового объекта нужно объяснить сотрудникам, что они должны помочь инвалиду сделать покупку.

- Поэтому мы постоянно говорим о том, что построенную до 2016 года инфраструктуру нужно постоянно модернизировать, - рассказывает Максим Кожухов. - Собственники должны проводить аудит объекта и принимать меры для того, чтобы привести его в соответствие современным требованиям. А те объекты, что введены в эксплуатацию после 2016 года, по закону должны быть полностью доступны для людей с инвалидностью. Это значит, что человек должен иметь возможность самостоятельно получить услугу или купить товар.

Сейчас в республике, по словам эксперта, большие торговые центры доступны для людей с инвалидностью.

- Модернизируются госучреждения, «Почта России» делает свои здания безбарьерными, - поясняет он. - Однако дойти до этого объекта по-прежнему невозможно, потому что путь к нему пролегает через множество препятствий. Нужно отрабатывать эти вопросы с муниципалитетом, нужно чтобы инфраструктура разрасталась, среда вокруг объектов была доступной и комфортной. Муниципалитет должен за этим следить. Обязанность создать доступную среду предусмотрена в федеральном законодательстве, и исполнять его должна в первую очередь администрация города или района.

 

«Наше общество станет социальным, когда на улицах увеличится число инвалидов»

 

Как объясняет Максим Сергеевич, созданная в Уфе система платных парковок также пока не очень хорошо организована.

- Например, муниципалитет отчитывается о количестве мест для инвалидов – оно соответствует нормативу, - напоминает он. - Но знаки установлены далеко не везде, а разметка нанесена в нарушение требований. Также есть проблемы с местами у объектов социальной инфраструктуры, больниц, поликлиник. К сожалению, парковочные места для инвалидов не обозначены, не отмечены. А человек с инвалидностью не может сразу проехать к ближайшему месту.

В то же время, отмечает он, благодаря камерам наблюдения теперь места для инвалидов не занимают те, кому они не положены.

- Возможные штрафы дисциплинируют людей, - констатирует г-н Кожухов. – Но предложение экспертов сделать на платных парковках места для инвалидов в специальных карманах, в максимально безопасных зонах, так и не было реализовано. А хотелось бы, чтобы места для инвалидов хотя бы перенесли в более безопасные места. Мы понимаем, что сейчас расширение дорог – это сложный вопрос. Но нужно, чтобы человек не находился на проезжей части слишком долго, чтобы он не шел на костылях десяток метров от парковочного места до зоны безопасности.

В любом случае, полагает он, проблему придется решать. В ближайшее время число инвалидов будут увеличиваться за счет участников СВО. Они получают автомобили по линии Фонда защитников Отечества или приобретают сами. И им нужны парковочные места.

- Есть жалобы на недоступную среду, - комментирует эксперт. - Сейчас у нас очень активно работает служба социального такси министерства семьи и труда. И очень часто водителям, которые перевозят людей с инвалидностью, приходится помогать человеку спуститься и добраться до такси, а не только отвезти до нужного места. Практически нигде нет пандусов. И водитель вынужден делать несвойственную ему работу.

По словам эксперта, городская среда еще не стала полностью безбарьерной, потому что одни подрядчики соблюдают нормативы, а другие – нет.

- Один занизил бордюрный камень, а другой – нет, - рассказывает Максим Сергеевич. - Один приобрел дождевую решетку с ячейкой в полтора сантиметра, а другой купил с ячейками в три сантиметра. И если в такую ячейку попадет колесо велосипеда или дети на самокате, могут быть травмы. Что уж тут говорить о людях на костылях или на инвалидных колясках!

Есть вопросы и к застройщикам: они не всегда готовы строить квартиры для инвалидов, потому что тогда жилые помещения становятся нестандартными. Продать такую квартиру сложнее.

- Наше общество станет социальным, когда на улицах увеличится число людей с ограниченными возможностями здоровья, когда они будут себя чувствовать так же комфортно, как и все остальные, - заключает Максим Сергеевич. – Почему в Советском Союзе инвалидов не было? Потому что они сидели по своим квартирам и не имели возможности выйти на улицу. А Уфе сложные условия – город находится на холмах. Спуститься вниз на набережную человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата или на кресле-коляске невозможно. Для слабовидящих тоже сложно передвигаться из-за постоянных перепадов высот. Но эти проблемы можно решить. Тем более что все нормативы уже разработаны, есть четкие и ясные понятия универсального дизайна. Это означает, что все элементы должны быть комфортны и удобны для всех категорий жителей. Комфортно человеку с инвалидностью – удобно всем остальным.

Но в последнее время, по словам Максима Сергеевича, ситуация меняется. Мэр Уфы Ратмир Мавлиев недавно обратил внимание, что выбоины в асфальте надо быстро ремонтировать. И проблемы участников СВО муниципальные администрации решают очень оперативно.

- Мероприятия, которые проводит правительство республики, меняют эту ситуацию, - полагает эксперт. - Люди с ограниченными возможностями понимают, что и им можно жить, трудиться, ходить по магазинам, в театр и в кино.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру