Рафаил Ишматов: «Мы потеряли философию советского хоккея»

Тренер входит в пятёрку лучших снайперов в истории «Салавата Юлаева»

Рафаил Ишматов - знаковая фигура уфимского хоккея. Старшее поколение уфимских любителей спорта помнит результативного форварда "Салавата Юлаева", редко уходившего со льда без заброшенной шайбы. Став теоретиком и методологом, Рафаил Ишматов выпал из поля зрения уфимской публики, которая его любит и вспоминает с благодарностью. Накануне его 68-летия политолог Дмитрий Михайличенко, много лет болеющий за "Салават Юлаев", встретился с Рафаилом Газизовичем в Санкт-Петербурге и побеседовал о волнующих его хоккейных проблемах и вспомнил некоторые эпизоды его тренерской карьеры.

Тренер входит в пятёрку лучших снайперов в истории «Салавата Юлаева»
архив мк

«Плодородный слой хоккея рождается во дворах»

- В Уфе хорошо помнят прекрасного хоккеиста и наставника Ишматова. Чем вы занимаетесь сейчас?

- Работаю спортивным директором в СДЮШОР СКА, преподаю студентам и магистрантам в университете П.Ф.Лесгафта.

Хотелось бы отметить, на что нужно обратить внимание специалистам. Детско-юношеский хоккей - это основа. Тот плодородный слой, который даст возможность сделать хоккей более качественным. Хочу сказать для специалистов, которые потом сделают выводы. Сегодня есть программа "Красная машина", есть федеральный стандарт. Это закон о хоккее, в котором прописано чётко - тренировочный процесс в хоккейных школах должен начинаться с восьми лет. А на практике если взять, у нас занимаются с трех-пяти. Здесь есть несостыковка. Хотелось бы, чтобы была чёткая позиция. В чем она выражается? Вспоминая советский период нашего хоккея, там был чётко прописано - с какого возраста заниматься, объем тренировочных занятий и количество игр для каждого возраста. Получает директор школы в мае учебный план для каждого возраста, где прописано количество тренировочных часов, количество матчей. Должна быть четкость.

Моё мнение такое, субъективное, но многие его поддерживают. Тренировочный процесс можно построить несколько иначе. Плодородный слой, основа - это стихийный хоккей, который живет во дворах, микрорайонах. До определенного момента хоккей не должен быть работой, делом, занятием — а исключительно забавой. Нужно туда включаться на уровне районных муниципалитетов. Занять детей от трех до семи лет активными подвижными играми, а уже потом определять талантливость игрока в хоккее. Прошедших такую систему подготовки к восьми годам можно отбирать в СДЮШОР. А мы берём детей в школы «из детского сада». И непонятно - от сердца у него идет любовь к хоккею или нет. Его просто приводят родители. А когда ребёнок сам выберет этот вид спорта, он будет относиться к своему выбору ответственно: и человек хороший вырастет, и пользы для государства будет больше.

- Но ведь хоккей достаточно дорогостоящий вид спорта, особенно для жителей регионов.

- Да, дорого. Вспоминаю свою работу в Уфе. Мы же там делали отбор, а не набор. Я не буду называть фамилии, они довольно известны, когда к 14-15 годам ребята из довольно бедных семей не могли себе позволить экипировку, особенно коньки, самые дорогие, приходилось забирать из команды мастеров и отдавать детям. Я согласен, есть вопросы, но главное, я считаю, это правильно выстроенная система, о которой я рассказал. Другого пути нет. Тогда порядок придёт. Когда ребенок во дворе занимается спортом, тренер может прийти и посмотреть, как он обращается с мячом и шайбой, как у него работает голова, какие руки - всё станет намного проще. И ребёнок поймёт зачем ему это нужно. А так родители его приводят, а он не хочет.

- Возникновение при некоторых клубах хоккейных академий - это шаг вперёд?

- Вот туда, в академии эту методику и нужно закладывать. В академиях ведь тоже нужно учить талантливых. В семь лет ребенка привозят в интернат, и он в этом возрасте живет без родителей. Реально это, как вы считаете? Нереально. В академию нужно брать в 14 лет. Но не грабить команды! Зачем?

Я вам скажу про Петербург. Многие дети с родителями переезжают с Урала, из Сибири, других регионов сюда в семь-восемь лет. Родители продали там всё, а у ребенка в 11 лет начался пубертатный период, и он закончил с хоккеем. Семья осталась ни с чем, понадеявшись, что ребёнок заиграет, а он подрос, поменялась координация и конец всем надеждам. Вот здесь нужно садиться, можно сказать, большим "хуралом" и разбираться с этой ситуацией.

А к этому хотелось бы добавить ещё одну интересную вещь. В 17 лет заканчивают хоккейную школу, а общеобразовательную в 18 лет. Вот этот вопрос я поднимаю уже лет десять, никак не можем найти решение. Кого мы готовим? На следующий год выпускаются ребята 2004 года рождения. Если выпускник не подписывает контракт с МХЛ, то он не нужен никому, а ещё год ему учиться в обычной школе. Что ему делать этот год в большом городе, таком как Петербург? Мы сами открываем лазейку для нехорошего влияния на детей. Вот эти вещи тоже нужно приводить в порядок в дополнение к программе "Красная машина". А порядок всегда бьёт класс!

- Как выглядит ваш рабочий год? От отпуска до отпуска, так сказать.

- В СДЮШОР СКА он начинается подготовительным периодом. Ежедневно просматриваем тренировочный процесс. Каждый день делаются замечания, раз в неделю на педсовете рассматриваются плюсы и минусы по тренерам всех возрастов. Затем наступает соревновательный период, где по играм уже можно делать какой-то анализ учебно-тренировочного процесса. По результатам сезона подводим итоги и делаем выводы. Заканчивается сезон. Тренер, который выступил неудачно, проходит аттестацию. Также и любой тренер, который хочет прийти работать в систему СКА. У нас есть набор вопросов, охватывающих все аспекты: технику, тактику, подготовку, включая психологию и педагогику. Десять билетов. Сдал или не сдал - комиссия из пяти специалистов делает анализ и принимает объективное решение.

«Могу говорить с финнами на татарском»

- С иностранными коллегами общаетесь? У вас Финляндия под боком.

- В Финляндию ездим. Это такой вопрос... Можно что-то брать у них, но на каком языке говорить? На татарском могу, татары туда ещё в XVII веке перебрались? – смеётся Рафаил Газизович.

- А в регионы с тренерскими семинарами продолжаете выбираться? Вы и в Уфе проводили.

- Бываю, да. И в Уфе проводил. И совсем недавно - в прошлом году был в Нефтекамске. С Олегом Михайловичем Васильевым (директор СДЮШОР ХК "Салават Юлаев" - прим. ред.) мы поддерживаем связь.

- В прессе регулярно появляются ваши экспертные комментарии по текущим событиям большого хоккея. Вам по-прежнему интересно следить за чемпионатами мастеров?

- Вы думаете, обязательно для этого всё смотреть? – смеётся Рафаил Газизович. - Сложно смотреть всё. Ну посмотрел что-то, дал оценку.

- Следите в основном за сборными, СКА, "Салаватом" и "Трактором"?

- Да, именно так. За "Трактором" тоже, родной же клуб, где я начинал свою карьеру.

- К слову о "Тракторе". Вы ведь забили в первом же матче за команду мастеров?

- Да, как раз ленинградскому СКА, по-моему – смеётся Рафаил Газизович.

- В своих интервью вы нередко упоминаете, что тренер должен быть педагогом и психологом. Что это означает с вашей точки зрения?

- Что входит в необходимый набор знаний тренера для студентов-магистров в Российской Федерации? Первое, это теория и методика хоккея. Что это такое? Знание периодизации тренировочного процесса в годичном цикле подготовки. Планирование тренировочного процесса. Если он это умеет, то уже можно сказать, что это думающий тренер, что-то понимает. Второе - это реализация плана подготовки через методику определения величины тренировочной и соревновательной нагрузки, которая сделана здесь, у нас, в системе СКА и на кафедре ТИМ хоккея университета им. П.Ф.Лесгафта. Тестирование идет в годичном цикле подготовки. Контроль за развитием физических качеств, функционального состояния. Наша группа спортивного совершенствования ежеквартально работает по этим методикам.

Техническая подготовка включает в себя совершенствование владением коньками, клюшкой и шайбой. В Советском Союзе коньковой подготовки в таком объеме, как преподается сейчас, не было. Кто не умел хорошо владеть коньками – те дети не попадали в большой хоккей. Содержали футбол и хоккей тогда заводы. Я ни одного сына директора завода или начальника цеха не видел. Они не приходили, и никто за них не просил. По звонку тоже ничего не решалось.

На сегодняшний день существует проблема в тактической подготовке детей, и её нужно решать. Каждый игрок должен знать свой маневр как в составе тройки, так и в пятёрке. В основном это игра без шайбы. Старшее поколение, которое начинало играть против канадцев, добивалось побед только за счёт того, что умело читать игру соперника и принимать на льду правильные решения. На сегодняшний день это основной фактор, в чём нам нужно прибавлять. Игра без шайбы важна. Талантливый игрок из ста процентов времени может с шайбой индивидуально сыграть от силы 8-10 процентов. Все игроки должны уметь работать без шайбы, решать командные задачи.

Я вам приведу пример. Когда я пришёл в хоккей, любой тренер хвалил не того, кто забил гол, а того, кто отдал передачу, позволившую забить. Это была философия командного вида спорта – советского хоккея. Мы её потеряли.

А нынешние родители: "Вася, никому не отдавай, беги сам! Потом попадёшь в НХЛ и прокормишь нашу семью". Эту философию нужно поправлять и приводить к единому знаменателю. Это наша с вами задача.

- Нынешние тренеры это понимают?

- Это-то понимают, вопрос в другом. Одно дело понимать, а другое - выступить, сказать правильно. Они, может быть, побаиваются.

- За счёт чего так сильно шагнули вперёд в плане подготовки игроков в последние десятилетия те же финны или американцы?

- Да, это так. Давайте рассмотрим наших соседей - финнов. Там много внимания уделяется хоккею. Читал недавно, что хотят даже сделать в обычных школах уроки физкультуры хоккейные. Возьму такой пример. Как я достиг двушажный переменного шага на лыжах? Физкультура в школе мне дала правильную биомеханику движений. В школьных уроках физкультуры есть всё для правильного развития.

«Местный игрок отдаст душу за команду»

- Вы давний сторонник жёсткого потолка зарплат, ещё в 2006-м выступали за его внедрение. Довольны нынешним положением?

- Я не против высоких заработков, понимаю: хоккея век не долог. Но важно, чтобы хоккеисты зарабатывали, а не получали. Больная тема, - вздыхает Рафаил Газизович. – Знаете, в чём была причина побед "Салавата", состоявшего на 90 процентов из игроков с улицы Зорге? Уже тогда мне было понятно, что каждый должен получать по труду своему, а не по ставке. Когда я играл, основной мой заработок зависел от того, насколько хорошо я сделал свое дело. Хорошо сделал – значит, результативность высокая, голов больше. И получал я за это, а не как сейчас дают сразу большую сумму контракта. Моё бытие определяла премиальная система, а не ставка. Став тренером, я эти систему развил и применял все «бронзовые» годы.

И тогда, став тренером в "Салавате", я сделал двойной стандарт в контрактах. Каждый получал по способностям и по результату. У меня лучшие игроки получали больше меня! За счёт тех, кто играл плохо: у них забирали и отдавали лучшим. Муфтиеву, Тимофееву Бог не дал запредельных физических возможностей, они добивались результата за счёт интеллекта своего, взаимозаменяемости. Они играли в хоккей, а не мучились.

- Когда вы впервые почувствовали, что состоялись как тренер?

- Наверное, когда первую бронзу выиграли. Теперь, много лет спустя, я могу сделать анализ для будущих тренеров: если бы мы последние матчи плей-офф против "Локомотива" играли дома, я не знаю, смог ли я настроить команду психологически. Могу рассказать один интересный момент про решающие буллиты. Боря Тимофеев первый не забил, соперники забили, мы сравняли и осталось по одному броску. Кого ставить? У нас начальник команды был из заводских. Я ему говорю: вы будете бить. Ребята на меня смотрят, что со мной случилось. А я сделал это, чтобы у ребят стресса не было. А выпустил Борю Тимофеева во второй раз, и он забил победный.

- Большое влияние оказал Салават Усманович Гайнанов, но про него мало кто знает…

- Согласен. Мне вообще очень повезло с понимающими руководителями. Муртаза Губайдуллович Рахимов приходил к нам, много чем помогал. Помогали и председатели правительства Марат Парисович Миргазямов и Рафаэль Ибрагимович Байдавлетов. Стоит отметить и тогдашнего мэра Михаила Зайцева, который сохранил наш дворец. Его хотели продать и превратить в торговый центр, но Михаил Алексеевич помог. Но при одном условии - команда должна радовать. Михаил Алексеевич Зайцев сказал: "Я вам помогу, но только если я приду в декабре и стадион будет полный. Тогда и поговорим".

Я много раз пытался выступить, рассказать обо всех, кто внёс свой вклад. У нас ведь вообще ничего не было. Нам очень помогли нефтепереработчики. В первую очередь директор "Ново-Уфимского НПЗ" Владимир Никитович Каракуц - дал нам автобус "Икарус". Затем Александр Воронин - директор "Уфанефтехима". Мы к нему ездили, он нам помог деньгами. Александр Михайлович Меркулов много сделал для команды. Все руководители башкирского топливно-энергетического комплекса нам помогали.

- В интервью 1993 года Салават Гайнанов говорил, что за пять лет команда должна стать чемпионом. Это было реально?

- При таком подходе прекратился отток игроков. Это раз. У меня такой принцип: не брать никого со стороны. Я и по сей день считаю, что свой, местный игрок отдаст душу за команду! У нас и денег уже не было в "Салавате" после бронзовых медалей, но никто никуда не побежал. Было очень сложно, мы смогли организовать завтраки во дворце, ребята приходили питаться. Держались вместе, как одна семья.

«Нужно давать работать своим»

- Ну вот Денисов отправился на заработки в Швейцарию в сезоне 96/97. У него там не очень получилось, а вот в Швеции получилось.

- Да дело не в этом. Тогда я очень ревностно к этому отнёсся! Сейчас считаю, что был неправ, если даётся шанс - нужно пользоваться. Тогда я был против! И Зюзина, Цулыгина не хотел отпускать, хотя мы за них получили какие-то деньги. Мне это было неприятно. Думаю, что же это они уходят?! За деньгами пошли! Также переживал и уход Рамиля Юлдашева. Мы ведь играли с ним. Ещё в 70-е я как-то дал ему шесть или семь результативных передач в одном матче. В 90-е он вернулся на половину сезона, мы выиграли очередную бронзу, и он снова уехал в Европу. Я переживал.

- На заработки. Тогда там всё-таки платили больше. Вадим Шарифьянов был очень перспективным.

- Был. А когда вернулся из НХЛ оказалось, что играть в хоккей он разучился.

- А ныне покойный, к сожалению, Альфред Юнусов? С уходом Дмитрия Денисова он стал играть в первом звене, в почтенном возрасте вышел на лидерские позиции. Сложно было?

- Альфред был очень ответственный и дисциплинированный человек. Мне с ним никогда сложно не было. Он справился со своей ролью.

- На его счету победный бронзовый гол в Магнитогорске в 97-м.

- Прекрасно помню этот гол. Проход по флангу. Перед овертаймом я сказал ребятам: в угол бросайте, будет возможность добить. Так и вышло.

- Вы в начале 80-х участвовали в Кубке Шпенглера в составе "Спартака". Вам тогда интересен был этот турнир?

- Конечно, тогда это был другой мир. Давос. Помню, заняли второе место, проиграли чехословацкой «Дукле».

- А в прошлом году у нас такая ситуация: Кубок Шпенглера. КХЛ просит «Салават» сыграть и выиграть, а тренерский штаб не берет ключевых игроков. Рафаил Газизович, у вас такого состава, когда девять взрослых защитников-то, наверное, и не было. И побеждали на европейской арене. У нас Хартикайнен совладелец «КалПы», которая берет этот кубок, а он сам – не едет. Уфимские болельщики заслуживают праздника.

- Понимаю. Но я бы вообще не поехал на этот турнир. Это в советское время у нас была задача выигрывать все подряд. Сейчас так нельзя.

- А как относитесь к тренерам-иностранцам?

- Ну вообще я против. Есть свои. Нужно давать работать своим. Вот Заварухин и Цулыгин – мог быть прекрасный тандем, но ставят финского тренера.

- Хотелось бы поговорить еще об одной вершине, которая вам покорилась. Молодежный чемпионат мира, 2003 год.

- Там масса воспоминаний. Больше всего переживаний было на последней минуте. Я тридцать секунд взял, сказал ребятам: "Не старайтесь поразить пустые ворота, главное - надёжно вывести шайбу из зоны!". И вот вбрасывание. Наш игрок выкидывает шайбу. И снова вбрасывание у наших ворот. Переживал, но мы выдержали и победили.

- С Сергеем Герсонским на связи? Можно сказать, что вы – единомышленники?

- Да, так и есть. Единомышленники. Обмениваемся опытом, наработками и проводим исследования.

- А на последнем Молодежном чемпионате мире вам понравилась российская сборная под руководством Валерия Брагина?

- Да, показывала прекрасный, близкий к образцовому хоккей. К сожалению, в финале не смогли удержать преимущество. Все решили индивидуальные ошибки и невыполнение некоторыми тренерского задания.

- На ваш взгляд, как должен развиваться российский хоккей, та же КХЛ? Идти в сторону Европы или замыкаться в себе, развивать собственную лигу в первую очередь?

- Интересный вопрос. С Европой играть надо. У нас так получается, что Евротур не всегда можем нормально провести. С Европой играть надо, но понятно, что КХЛ – сильнейшая лига в Европе и ее надо развивать.

- Рафаил Газизович, спасибо за интервью! Крепкого здоровья, плодотворной теоретико-методологической работы на благо всего российского спорта. В Уфе многие вам благодарны за тот «Салават» - один из лучших в истории.

- Спасибо, дорогие уфимцы и жители Башкортостана. Спасибо вам за поддержку. Любите хоккей.  

 

Справка «МК»

Рафаил Ишматов - мастер спорта СССР. С 220 голами за "Салават" входит в пятёрку лучших снайперов в истории клуба. После завершения карьеры игрока родившийся в Челябинске Рафаил Газизович остаётся в Уфе и делает первые шаги на тренерском поприще во второй команде Уфы - "Авангарде". Возглавив в 1991 году главную команду республики, Ишматов сколачивает боевой коллектив из местных воспитанников и трижды в 90-е приводит "Салават" к бронзовым медалям чемпионата страны. Первым медалям в истории клуба. В 1999 году судьба приводит его на берега Невы, и, хотя будет ещё одно короткое - на один сезон - пришествие в Уфу, Ишматов пускает корни именно в Санкт-Петербурге, где с 2007 года работает спортивным директором СДЮШОР СКА, ведёт научную деятельность и преподает на кафедре хоккея Национального университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта и в Высшей школе тренеров. Рафаил Ишматов - заслуженный тренер РФ, кандидат педагогических наук, доцент, автор нескольких учебников для хоккейных тренеров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру