Диктат США
Выступая на военном параде 24 августа, украинский главнокомандующий продемонстрировал крайне воинственную и непримиримую позицию. Но прошедший накануне визит бундесканцлерин Меркель в Киев, выдержанный в миротворческих тональностях, ему невозможно было игнорировать, иначе все надежды на ближайшую помощь МВФ, да и на возможные вливания со стороны европейских стран не получить.
В результате заявления накануне, да и в ходе минской встречи Порошенко делал вполне миролюбивым тоном. Но за словами не просматривалось желание действительно начать урегулирование кризиса.
В итоге сформированная украинской стороной позиция осталась неизменной. В Киеве всю ответственность за гражданскую войну возлагают исключительно на Россию. Требуют разоружить повстанцев на юго-востоке, безоговорочно признать все действия киевской хунты, не обращать внимания на действия других внешних сил, прежде всего США и ЕС. При этом Киев уверен, что Таможенный союз никак не должен реагировать на изменение правил их торговли с Евросоюзом и ожидает возвращения всех прежних преференций со стороны России.
То есть нам предлагают вернуться к схеме, при которой Украина полностью подчиняется диктату США, дает огромные преимущества европейским компаниям, активно развивает антироссийские настроения в собственном обществе, и все это оплачивается за счет льготных цен на российские энергоносители и гарантированного сбыта части своей продукции опять же на российском рынке. Проще говоря, на Москву очень сильно обиделись за то, что она перестает финансировать украинскую политику, противоречащую российским интересам.
Пришедшие в феврале 2014 года к власти на Украине политические силы, основанные на бандеровских лозунгах «Украина превыше всего», с самого первого дня свой деятельности продемонстрировали, что они очень вольно относятся ко всем договоренностям, делают ставку на силу, намерены зачистить политическое пространство от всех дееспособных сил, ориентированных на другую идеологию, и рассматривают Россию как главного врага.
Таким образом, перед Российской Федерацией встали во весь рост несколько очень существенных угроз. В военной области полное подчинение киевских властей Вашингтону сделало вполне реальным размещение вблизи наших границ если не натовских, то американских баз. И это в условиях, когда украинское общество энергично подсаживают на лозунг «москалей на ножи».
Понятно, что это для нас воспринимается на уровне бреда. Но то, что активисты бандеровских организаций давно уже тренируются с прицелом на развязывание масштабной войны с РФ, ни для кого не является секретом. Слова нынешнего министра обороны Гелетея про парад в Севастополе рассчитаны на этот электорат, и нынешняя киевская власть ни при каких обстоятельствах не будет менять сформированный для себя и населения образ главного врага в виде России. Для них это лучший способ отвлечения внимания от действительных виновников плачевного состояния украинской государственности.
Подписание договора об ассоциации с Евросоюзом полностью подчиняет экономическую политику Киева Брюсселю. Украинские предприятия в обозримом будущем не в состоянии перейти и освоить европейские стандарты. На это нужно порядка 100 млрд евро. Таких денег у них нет. А это означает, что на европейский рынок их продукция не попадет, при этом она может быть легко вытеснена и с внутреннего конкурентами, просто обратившими внимание, что кто-то не перешел на евростандарты.
Антипутинские силы
В условиях сохранения прежних правил торговли Украины со странами Таможенного союза, появлялась реальная угроза, что весь европейский экспорт пойдет к нам, минуя наши таможенные барьеры, транзитом через Украину, что, учитывая имеющиеся льготные ставки, было весьма выгодно для европейских фирм. Но при этом наша продукция уже не могла не учитывать европейские стандарты, а значит, переход на них для потребителей Украины потребовал от отечественных производителей времени и средств. В результате наши предприятия явно проигрывали европейским конкурентам. В Минске Путин озвучил уже подсчитанную цифру наших потерь — не менее 100 млрд руб.
Но это без учета еще одного фактора — культурно-цивилизационного. Как он вредит нашим предпринимателям, наглядно видно на примере Польши. В ней созданы все благоприятные условия для американского и особенно германского бизнеса. Но российские инвестиции там ждет непреодолимый барьер. Точно такой же экономический климат спешат сделать и бандеровские политики в Киеве.
Начиная со школьной скамьи, украинцам вбивают в голову, что все проблемы их любимой единой Украины исключительно от России.
Пожалуй, эта угроза является главной для безопасности Российской Федерации. На наших границах несколько десятилетий целенаправленно формировали враждебное государство и общество, которое должно усвоить главную задачу: кацап — враг, которого надо убивать.
Учитывая практически открытую границу между нашими странами, США преследовали еще одну цель — сделать Украину оплотом для антипутинских сил. Повести из Киева наступление на российскую политическую систему.
Но, как показали события последнего полугода, эта угроза снята, поскольку майданная технология государственного переворота в России не сработает.
А вот воспрепятствовать деградации социально-экономического, политического, культурного, оборонного потенциала нашей страны готово и общество, и путинское руководство РФ. Отдельные попытки оправдать ремейк периода ельцинской сдачи всех позиций государства со стороны либеральной оппозиции и СМИ лишь мобилизуют пророссийские силы к более активной деятельности.
Значит, актуальными остаются первые три вида угроз национальной безопасности Российской Федерации. Можно ли их снять, приняв условия урегулирования украинского кризиса, озвученные в Вашингтоне, Брюсселе или Киеве? Нет. Все, что нам предлагают, в своей основе содержит прежний посыл Москве — оплачивайте антироссийскую деятельность украинской политической элиты за счет российских средств.
В Минске мы ничего нового не услышали. США также не меняют свои позиции. Есть ли в таких условиях шанс заставить Кремль капитулировать?
Логика Кремля
Общественная поддержка Владимира Путина огромна. О такой могут мечтать большинство политических лидеров в мире. Но на ней паразитируют некоторые управленцы на местах и в ведомствах, которые не способны организовать эффективное выполнение поставленных задач. Есть крупный бизнес и деятели, претендующие на роль общественных лидеров, которые недовольны своим положением и готовы на все, чтобы прорваться во власть.
Например, Олимпиада в Сочи в целом удалась. Но чтобы добиться такого результата, пришлось поменять целый ряд руководителей. Проект находился под личным контролем президента РФ. А есть множество вопросов, вынесенных за границы его пристального внимания, и проблемы там нарастают. Ведь и ситуация на Украине формировалась ни один день. Сдача позиций по украинскому кризису сейчас будет на руку только этим силам. То, как выстроил свою стратегию сам Путин, пока приносит больше положительных моментов, чем негативных. А значит, сама логика действий Кремля не идет в русле капитулянтства.
В военной сфере. США не готовы форсировать свое присутствие на Украине. У них хватает и других проблем. Они уже убедились, что Россия сработает в этом случае на опережение. Входить в прямой военный конфликт с ядерной державой они не собираются. Евросоюз тем более не готов к военному сценарию. Более того, его симпатии на стороне тех, кто реально стремиться перевести гражданскую войну на Украине в привычный формат политической конкуренции.
Киев интенсивно хамит, задирается, но реально отдает себе отчет, что не выдержит прямого противостояния с вооруженными силами России. Достаточно было случайно заблудившейся роты российских десантников, чтобы по всей группировке антиповстанческих сил, действующих в ДНР, прошла ошеломляющая паника. Реально не было никаких оснований эвакуировать Мариуполь. Но бегство карателей и части укропатриотических граждан было просто повальное.
Надо ли России вмешиваться напрямую в военный конфликт на Украине? С точки зрения сиюминутного спасения жизней жителей Донецка и Луганска — да. Но именно на фактор российского вмешательства уже полгода и рассчитывают киевские власти, чтобы списать все свои промахи и поставить под ружье большую часть украинских граждан. А в этом случае масштаб и сроки отрытого вооруженного конфликта не сократятся, и, как показывает историческая практика, на борьбу с бандеровским подпольем может уйти не один десяток лет. А значит, в итоге смертей и разрушений на территории бывшей Украины будет больше.
Единственный путь прекращения вооруженного конфликта на Украине — это устранение бандеровской идеологии из среды политической элиты руками самих же граждан Украины. Только в этом случае общество вернется к спокойному политическому процессу. Уступки России сейчас никак не способствуют этому. Значит, имеющиеся предложения Запада и Киева для Москвы интереса не представляют, поскольку никак не решают проблему устранения для России военной опасности со стороны бандеровских радикалов во власти.
Заявления Порошенко, что можно совместить льготы Таможенного союза с правилами европейских стандартов, рассчитано на полных дилетантов. Его даже серьезно обсуждать нет смысла. Впрочем, как и предложения Киева ввести некие летние и зимние цены на российский газ.
Все остальное, как показала весна — это просто способ для украинской стороны присвоить имущество, не заплатив за него.
Парадоксальная ситуация
Турчиновско-порошенковская Украина от нас уже получила материальных активов на 5 млрд долларов, но при этом ни на какие уступки не идет. От МВФ они получили вполовину меньше, остальные платежи пока на уровне неких обещаний, но все пожелания этой организации Киев исполняет в ускоренном темпе. США и некоторые европейские страны оказали помощь на несколько десятков миллионов долларов, но их авторитет непререкаем. Все это свидетельствует только об одном: время безосновательных экономических льгот для Киева должно безвозвратно закончиться. Неэффективно это. Россия сейчас взяла правильный курс на замещение украинского экспорта и нахождение новых торговых партнеров. Пока киевские официальные лица позволяют себе откровенно хамить и выстраивать из России образ врага, нет никакого смысла идти им навстречу в сфере экономики. Пока они не прочувствуют по полной программе, как важно дорожить хорошими отношениями с Москвой, убеждать их в наших добрых намерениях, в том числе и с помощью предоставления экономических льгот — бессмысленно и вредно.
Порошенко строит свою стратегию завоевания политической поддержки на жесткой антироссийской риторике. Это означает, что Киев будет продолжать усиленными темпами рвать все культурные связи, объединяющие наши народы. Невозможно укреплять дружбу, когда выстроенный образ врага составляет основу политики.
Для Москвы разрыв добрососедских связей болезнен. Но не более.
Киев сам вверг экономику страны в жесточайший кризис. Убытки предприятий за полгода составили около 136 млрд гривен.
На Донбассе уже уничтожили промышленный потенциал на 8 млрд долларов. Потери в социальной и инфраструктурной сфере можно будет оценить только после завершения боевых действий. Они растут ежедневно. Боеспособные арсеналы армии практически исчерпаны. Счет убитым в конфликте пошел на десятки тысяч. Гривна ежедневно обновляет рекорды падения. Киевские власти успешно уничтожают собственный экономический потенциал. Так зачем мешать им в этом?
Хочет бандеровская Украина разорить себя, все равно они нас в этом будут обвинять, поскольку по-другому не могут, пусть убедительно доказывает всю деструктивность своих антироссийских идей.
Из всего, что сказал Порошенко в Минске, можно сделать несколько выводов. У него одна позиция для внутриукраинского употребления и другая для международного общения.
А это означает, что бесполезно о чем-то договариваться с ним напрямую. Европа хочет преодолеть украинский кризис, но пока не предложила условия, которые учитывают интересы России и все более крепнувшей Новороссии. США вообще не заинтересованы в урегулировании этого кризиса. Поэтому подвижек в дипломатической сфере придется еще ждать долго. А сейчас все будут решать пушки.
Новороссии придется выдержать еще один штурм. Но она к нему готова. И вот после этого мы увидим, как начнет возрастать подконтрольная ей территория. А Порошенко все будет пытаться обманывать себя, окружающих и свои хозяев. С этих рельсов он может сойти теперь только под откос. Свой шанс спастись в Минске он упустил.