Жительница одного из вагончиков Татьяна Скуря показывает свои «хоромы». В колонке — техническая вода, внутри «комнаты» сыро, обои отходят от стен из-за влаги, вагон-домик проржавел насквозь, с крыши капает, а весной затапливает. Невольно задаешься вопросом: «Как здесь могут жить люди?». Но деваться некуда — и они терпят.
— Моему мужу, как работнику предприятия, дали это временное жилье, — рассказывает г-жа Скуря. — Но нет ничего более постоянного, чем временное. За эти годы мы уже успели вырастить взрослую дочь, а наши соседи растят по трое детей. Зарплаты у нас небольшие и в банках кредиты под жилье не дают. Нас превратили в людей второго сорта.
Татьяна Скуря говорит, что здешняя детвора никогда не радуется первому снегу, так как зимой приходится спать в куртках и валенках. Греться приходится электрообогревателями, поэтому регулярно выбивает пробки.
Особый колорит проживающим здесь добавляет окружение промышленных производств, среди которых два автосервиса, предприятие по наливу нефтепродуктов, заправке кислородных баллонов (очень опасный производственный объект), автозаправочная станция «Лукойла», а также пути железнодорожной станции Дема башкирского отделения Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД» по которым постоянно ходят грузовые и пассажирские поезда. Шум, грохот, грязь и прочие прелести промзоны.
На крохотных квадратных метрах разместилась кладовка со стопками многолетней безрезультатной переписки с властями и руководством железной дороги.
Вообще, ситуация с юридическим статусом этих вагончиков выглядит абсурдной.
Еще в далеком 1978 году этому городку из шести вагончиков был присвоен адрес: дом 1 на Центральной улице. А в начале 90-х годов, при замене паспортов, прописку железнодорожникам проштамповали по адресу самого предприятия — Центральнаяя, 33. Вот и получается, что фактически вагоны есть, а юридически нет. В связи с этим, не имея настоящей прописки, люди не могут попасть под программу по расселению ветхого и аварийного жилья. И это несмотря на то, что вагоны-домики признаны ветхими комиссией с участием представителей администрации Демского района города Уфы.
— Эти вагоны принадлежат ОАО «ЭП-765» и в реестр муниципального жилищного фонда не включены, — заявил первый замглавы администрации Демского района Уфы Роберт Ахунов. — Так что подтвердить проживание граждан в этих вагончиках не представляется возможным.
На самом же предприятии комментировать как-либо ситуацию и вовсе отказываются. Оно и понятно, ведь руководству придется объяснить людям, как они оказались прописанными на производственной территории.
Юрист Светлана Кузнецова, к которой обратилась семья Скуря, сегодня готовит заявление в суд.
— Денежных средств на приобретение и капитальный ремонт у людей нет, — говорит адвокат. — Единственный выход для реализации конституционных прав на жилище — предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и проживающим в непригодном помещении.
Думается, не случайно в свое время железнодорожные начальники прописали жильцов по своему адресу. Они прекрасно понимали, что людей надо расселять и именно за счет предприятия. Возможно, и «финт» с пропиской был сделан умышленно, чтобы юридически запутать ситуацию и сэкономить на жилье для людей, которые отдали все силы и здоровье этому, теперь уже частному предприятию. Но, с другой стороны, и у местных властей достаточно полномочий заставить новых капиталистов раскошелиться, поддержав хотя бы в суде их исковые требования к предприятию.
Между тем:
Развалившийся барак чиновники посчитали не опасным для его жителей
Прокуроры Калининского района Уфы сумели доказать в районном суде, что жильцы деревянного дома №1, расположенного в столице Башкирии на Мебельной улице, ежедневно рискуют жизнью, оставаясь в своих квартирах. Здание, возведенное еще в 1956 году, фактически развалилось — специалисты обнаружили необратимые разрушения не только в инженерных коммуникациях, но и несущих конструкциях дома. Износ барака составлял 70 процентов, и к тому же фундамент ветхого жилища подтапливался грунтовыми водами.
В любой момент коммунальная избушка могла рухнуть, похоронив под собой жильцов, но в уфимской мэрии посчитали, что барак еще вполне можно отремонтировать. Члены межведомственной комиссии администрации Уфы, устанавливающие, насколько опасен тот или иной дом для проживания, включили жилой сарай на Мебельной улице в график капитального ремонта.
Этот факт вызвал возмущение жильцов развалюхи, и они обратились в прокуратуру с требованием признать их жилище аварийным и спасти от грозящей опасности, которой они подвергаются ежеминутно.
Ревизоры в погонах обжаловали в суде решение чиновников, и Фемида поддержала жителей злосчастного дома. Судьи сочли заключение межведомственной комиссии незаконным и обязали уфимскую мэрию провести повторное техническое исследование здания и принять решение о дальнейшей эксплуатации барака.