Теперь общество, опасаясь терактов, вновь требует подвигов от контрразведчиков. А это значит, что стране придется вновь научиться уважать свои спецслужбы.
Шеф башкирского ФСБ Виктор Палагин рассказал журналистам, в чем он видит первоочередные задачи ведомства.
Например, глава республиканского управления ФСБ Виктор Палагин считает, что в Башкирии невозможно развитие событий, подобных произошедшим на Манежной площади в Москве, когда акция футбольных фанатов, скорбящих по погибшему болельщику, переросла в массовое выступление против приезжих из южных регионов.
— В Башкортостане живет очень спокойный и толерантный народ, — уверен Виктор Николаевич. — Здесь испокон веков бок о бок жили представители многих национальностей, и ни одна нация ни у кого не вызывает раздражения.
По словам г-на Палагина, подобного «национального взрыва» не допустят и правоохранительные органы, которые постоянно «находятся в тонусе и не расслабляются».
Однако генерал ФСБ не стал отрицать существования опасности, которую несут в себе различные радикальные исламские течения.
— Проблема в том, что очень трудно определить момент, когда верующий человек вдруг превращается в террориста и принимает для себя решение убивать «неверных», — рассказывает Виктор Николаевич. — До того как он взял в руки оружие, такой поклонник суфизма или ваххабизма — обычный мужчина, исповедующий «нетрадиционный ислам», который имеет собственные убеждения и по-другому совершает религиозные обряды. А в России за убеждения не преследуют.
Правда, как утверждает генерал Палагин, ни один из приверженцев запрещенного в стране движения Хизб-ут-Тахрир («Партия исламского освобождения»), пытающегося создать на территории России «исламский халифат», даже отбыв определенный судом срок, «не встал на пусть исправления».
— Эти люди неоднократно судимы, но вновь и вновь оказываются обвиняемыми в участии в террористической организации, — говорит Виктор Николаевич. — Но наши суды до недавнего времени весьма лояльно относились к членам таких экстремистских ячеек, приговаривая их к условным срокам. Лишь недавно Орджоникидзевский суд Уфы вынес резонансный приговор, отправив за решетку на длительные сроки адептов террористического подполья.
Глава УФСБ по РБ считает, что «судьи недооценивают угрозу, которую несут подобные террористические организации».
— В свое время и меня уверяли, что в Башкирии никакого экстремизма нет, что все это начальник ФСБ придумал, — сыронизировал Виктор Николаевич.
Одним из возможных способов борьбы с религиозным экстремизмом Виктор Палагин видит просветительскую работу священнослужителей.
По словам г-на Палагина, совсем недавно республика чудом избежала человеческих жертв — ликвидированная в Архангельском районе банда экстремистов из «аскинского джамаата» готовила «не менее 18 терактов», которые должны были прогреметь в разных местах республики.
Напомним, уничтоженные в полевом лагере неподалеку от деревни Кургаш террористы подозревались в нападении на пост ДПС в Суксунском районе Пермского края, убийстве милиционера Андрея Коробкина и попытке подрыва газопровода Челябинск-Петровск в Башкирии. В лагере боевиков в лесном массиве в Архангельском районе обнаружено много оружия, но самое главное — найден автомат «АКС-74У» калибра 5,45 мм, который злоумышленники похитили у убитого ими сержанта пермской ГАИ. Стоянку бандитов раскрыли милиционеры — участковые получили сигнал от местного населения.
— В пяти схронах, оставшихся после уничтожения боевиков, кроме огромных запасов продовольствия длительного хранения и обмундирования, баллонов с газом, навигационных приборов, экстремистской литературы, оружия и боеприпасов, мы обнаружили 40 килограммов взрывчатки и 18 взрывных устройств, — раскрыл ранее не обнародованную информацию Виктор Палагин. — Все бомбы изготовлены одним человеком, который также погиб при ликвидации лагеря террористов.
Оказывается, боевики уже опробовали действие этих бомб на различных зданиях и сооружениях, прикинули радиус их действия и рассчитывали на человеческие жертвы. Они намеревались взорвать один из райотделов милиции, захватить оружие, парализовать республику подрывами транспорта и уйти через Казахстан в Афганистан. Но, надо сказать, еще до обнаружения экстремистов, мы знали о готовящихся диверсиях и сделали все, чтобы предотвратить трагедии. А когда в Уфе взорвался троллейбус, как потом выяснилось, случайно — лопнула баллонная подушка под задним сиденьем, но две женщины пострадали, я решил, что глупо ждать очередного взрыва и медлить нельзя.
Виктор Палагин объяснил, почему сразу обнаружить бандитов оказалось непросто.
— Стояла сильная жара, и работа тепловизоров была затруднена — каждый камень отражал высокую температуру, — рассказывает Виктор Николаевич. — Да и прочесать тайгу в районе Павловского водохранилища тоже непростой труд, учитывая, что в пору сенокоса на лесных делянках обитали много сельских жителей, а в лесах — масса туристов.
Сегодня восемь из уцелевших террористов «аскинского джамаата» дают показания, и в ближайшее время их ждут судебные разбирательства.
Оказывается, глава башкирских чекистов — поклонник спорта и здорового образа жизни.
— Чем больше молодых людей занимаются спортом, тем больше вероятность, что они не станут употреблять наркотики или не окажутся среди участников радикально настроенных ячеек. А если человек сознательно «уходит в джихад», то вернуть его к нормальному образу жизни уже невозможно.
Интересно, что г-н Палагин считает, что с развитием футбола в Башкирии не все так просто.
— Мы в хоккее только-только начали подниматься, а с созданием футбольной команды время упущено, — говорит Виктор Николаевич. — Футбольной школы не существует, а для создания команды необходимо растить целое поколение игроков.
Хотя возможное появление открытого стадиона г-н Палагин воспринимает с энтузиазмом: «ледовые дворцы у нас есть, а вот площадки под открытым небом нет».
Кстати, руководитель управления федеральной службы безопасности считает, что столица Башкортостана не выглядит современным мегаполисом.
— У нас мало памятников, — заявил г-н Палагин. — Есть памятник Салавату Юлаеву, а больше гостям и показать нечего, и гостиниц не хватает. Да и внешне город не выглядит европейским — столичного лоска нет.
Виктор Палагин уверен, что над задачей превращения Уфы в цивилизованный город «все ветви власти еще должны работать и работать».
Одним из главных событий ушедшего года, помимо смены республиканской власти и 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, глава УФСБ по РБ Виктор Палагин считает III Всемирный курултай башкир, прошедший в июне 2010 года в столице Башкирии.
Напомним, на национальном форуме прозвучало громкое выступление тогдашнего председателя исполкома ВКБ Азамата Галина, пригрозившего федеральному центру возможными волнениями: «каждый народ имеет не только право, но и долг восстать против правителя, который не соответствует его представлениям». Этот спич, по мнению аналитиков, и заставил федеральную власть провести досрочный блиц-криг по замене первого лица республики, задумавшего такую фронду. Хотя сегодня рассказывают, что тогдашний глава региона Муртаза Рахимов, находясь на высоком собрании, сам с трудом скрыл удивление, услышав откровения молодого башкирского лидера.
Впрочем, выводы экспертов подтвердил и главный чекист Башкирии Виктор Палагин: «Курултай башкир стал отправной точкой событий, повлекших смену власти в республике».
Сегодня Азамат Галин, отрекшись от поста главы ВКБ и подав в отставку по собственному желанию, «чтобы не дискредитировать национальную организацию в глазах нынешней власти», работает директором типографии при администрации президента РБ. Судя по всему, таланты национального героя все-таки пришлись ко двору и в новых условиях.
Интересно, что руководитель УФСБ по РБ Виктор Палагин признал главную роль Азамата Галина в «событиях, приведших к смене власти», но предположение, что молодой человек мог быть агентом чекистов, высмеял.
— Сегодня республика находится в трудном финансовом положении, — говорит генерал. — Главное для руководства — привлечь в регион инвестиции, а потому никакие скандалы Башкирии не нужны.