«Без тренировок становлюсь апатичным»
Егор подает большие надежды, стремится быть похожим во всем на своего непревзойденного тренера — многократного чемпиона мира. Последняя из наград воспитанника уфимского ЦТВС имени Кадырова — серебро 18-го чемпионата Европы по мотогонкам на льду, который состоялся в феврале в Каменске-Уральском.
— Как ты пришел в этот спорт? — интересуемся у юного чемпиона.
— Мотокроссом я начал заниматься с 11 лет, так что гоняю уже семь лет, а спидвей — мотогонки на льду — освоил в 15, — рассказывает Егор. — У нас вообще семья спортивная, экстремальная, поэтому, как только я сказал папе, что хочу попробовать себя в качестве гонщика, он тут же все устроил. Мне сразу безумно понравилось, и я понял, что это действительно мое! И сегодня я живу спортом — сборами и тренировками.
— Чем мотогонки тебя особенно привлекают?
— Экстрим, драйв, азарт. Я жить не могу без адреналина! Если долго не занимаюсь, то чувствую себя плохо, становлюсь апатичным. Ну и с самого начала это как некая проверка на прочность. К тому же, если тренируешься, страх автоматически уходит. Да и если бы не мотокросс, я пошел в парашютисты, летчики или начал заниматься сноубордом.
— Какими достижениями можешь похвастаться?
— По мотокроссу я три раза становился чемпионом Башкирии, но это не особо престижно для такого спорта. Хотя из 40 участников быть первым — неплохо. По России я иду 11-12-м. А вот по мотогонкам на льду наша команда взяла первенство России среди юниоров — молодых спортсменов от 15 до 21 года. Мы с моим однокомандником Владимиром Бобеком победили. По личному чемпионату России среди юниоров и на чемпионате Европы я — второй, но если бы не технические проблемы, мог бы быть первым!
— Хочешь быть на кого-то похожим?
— Кумиров у меня не было, пока я не встретил моего будущего тренера Николая Красникова, который является 18-тикратным чемпионом мира и президентом федерации Башкирии по мотокроссу. Я очень ему благодарен за тот опыт, которым он со мной поделился, за советы и тонкости этого вида спорта. Он вселил в меня уверенность и решительность.
— Какую максимальную скорость развиваешь при заезде?
— Примерно 120-130. Разгон до ста происходит за считанные минуты. Поначалу, конечно, было страшно. Особенно непросто было прыгать, подлетать. Но это все от незнания и неопытности. А сейчас страха нет: даже когда тебя опасно подбрасывает, то не боишься, а трезво взвешиваешь свои шансы и просто смиряешься с последствиями. Не так давно на летнем мотокроссе меня очень опасно подбросило на трамплине, и пока находился в воздухе, то совершенно точно понял, что сейчас будет больно. Даже успел подумать, как же мне после падения привезти с собой в больницу компьютер с интернетом. Но, к счастью, меня очень аккуратненько опустило на землю, и я, довольный собой, помчался дальше.
— О чем думаешь, когда едешь?
— Всегда по-разному. Иногда едешь, думаешь о чем-то своем, поешь какую-нибудь песню, смотришь по сторонам, болельщиков разглядываешь, иногда смешные истории из жизни в памяти всплывают. Просто я настолько уже натренировался, привык, что с техникой управляюсь на автомате. Ну, естественно, бывают напряженные моменты, но это единичные случаи. Иногда сам себя мысленно подгоняешь, заставляешь ехать быстрее, а нет-нет да песня какая-нибудь заскочит в голову.
«Фанатка №1 — это моя мама»
— Как успеваешь совмещать учебу и спорт?
— Зимой мы вообще не тренируемся — стадион не дают. Только на сборах по две недели гоняем, проверяем технику, готовимся и потом отправляемся на соревнования. Летом то же самое. А вообще тренируюсь, когда есть свободное время: у меня нет определенного графика. А с учебой бывает непросто. Я учусь в Уфимском автотранспортном колледже и большую часть учебного времени провожу на сборах и соревнованиях. Некоторые преподаватели относятся с большим пониманием, идут на уступки, помогают и поддерживают, даже иногда болеют за меня, а некоторым совершенно безразличны все мои просьбы, им абсолютно все равно, что я спортсмен. Я, честно сказать, не понимаю таких людей, которые так фанатично относятся к своим предметам, даже если я все вовремя сдаю.
— Как добираешься до мест сборов?
— У нас с папой есть дом на колесах — большой высокий фургон, где в переднем отсеке— жилое место, а сзади стоят мотоциклы. Живем мы, можно сказать, на трассе. Во время долгих поездок рулим и отдыхаем с папой по очереди. Хочу сказать ему большое спасибо. Я папой очень горжусь. Он — герой. Без его помощи и поддержки у меня бы ничего не получилось, я бы не достиг таких высот. Он и тренер у меня, и водитель, слесарь и механик, врач и психолог. Папа невероятным трудом зарабатывает деньги, которые вкладывает в мое развитие и в технику.
— Где уже побывали?
— В Московской, Питерской областях, на Урале. Скоро вот полетим на сборы в Норильск от сборной России, а после сборов соревнования пойдут каждые выходные. Вообще, это не самый дешевый вид спорта, и не многие решают им заниматься — не позволяют финансы. А спонсоров в России найти очень трудно: у нас, к сожалению, мотокросс не развит, потому пропадают настоящие таланты. Да и мотогонки — очень травмоопасная штука.
— Отдал бы своих детей в этот вид спорта, зная все трудности изнутри?
— Наверное, нет, но если ребенку понравится, не стал бы противодействовать. Я поддержу в любом случае, потому что это интересно. Меня самого ни в какую мама не пускала, боялась за меня, даже сейчас говорит, что если уйду, она будет счастлива.
— Есть ли у тебя настоящие фанаты?
— Фанатка номер один — это моя мама, — заливается смехом Егор. — Сидит она на всех форумах, переписывается, смотрит все онлайн трансляции, болеет за меня, поддерживает, любит и ждет.
— Какими качествами нужно обладать для победы на соревнованиях?
— В первую очередь — везение, без него никак, его ведь тоже заслужить надо. Саморазвитие и самосовершенствование: будь у тебя хоть самый лучший тренер, без тренировок ничего не достигнешь. Терпение, умение проигрывать, спокойствие, позитивное восприятие всего происходящего — тоже необходимые качества.
— Есть ли у тебя особые приметы или ритуалы?
— Ну вот, к примеру, перед заездом нельзя фотографироваться, иначе упадешь, но сейчас я не обращаю внимания на эти забавные приметы, отношусь к ним спокойно. Считается, если шлем упал — проиграешь, хотя, может быть, специально это выдумали, чтоб спортсмены аккуратнее были. Нельзя, чтобы на твоем мотоцикле кто-то сидел или фотографировался. И на этот счет я не заморачиваюсь. Нужно просто верить в себя и не оправдываться приметами в случае неудачи.
— К чему стремишься?
— Как и любой спортсмен, я мечтаю выйти на чемпионат мира. И просто безумно хочу показать себя на соревнованиях по мотофристайлу в Европе, где собирается огромное количество людей и ревут трибуны.