МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

Шекспир в исполнении актеров Петра Фоменко рванул в Уфе ярким фейерверком

Веселое хулиганство и добродушная ирония дарят неуловимо праздничное настроение

Этой весной российские кинотеатры объединились для онлайн-трансляции спектаклей популярных российских театров – Вахтангова, Маяковского и других. Так получилось, что Уфа в список не вошла, но зато смогла показать несколько постановок постфактум - в записи. В числе показов был и спектакль Шекспира «Сон в летнюю ночь», поставленный Мастерской Петра Фоменко.

Фото: архив МК

Французистей не бывает

Режиссеру Ивану Поповски удалось сделать это настолько удачно, что Мастерская одержала победу на театральном фестивале страны «Золотая маска» в главной номинации «Драма/Спектакль большой формы». Кроме того, сам Поповски был номинирован как режиссер спектакля, а стремительно набирающая популярность в «Инстаграме» Ирина Горбачева - как исполнительница роли Елены.

О чем же пьеса? Елена влюблена в Деметрия, Деметрий влюблен в Гермию, а Гермия - в Лизандра... Звучит как завязка современного французского кино, не правда ли? Но это основа шекспировской пьесы. И в отличие от французского кинематографа, который в последнее время дышит на ладан, эта комедия живее всех живых и даже сейчас, после стольких реинкарнаций, вновь обретает новое лицо.

Постановка бережно сохраняет сюжет оригинального произведения. Двое молодых афинян, Лизандр и Деметрий, добиваются руки Гермии. Та питает чувства к Лизандру, но ее отца - герцога Тезея - этот выбор не устраивает. Поэтому влюбленные бегут ночью из города, чтобы обвенчаться где-нибудь в другом месте. Подруга Гермии Елена по уши влюблена в равнодушного к ней Деметрия и в запале рассказывает ему о побеге. В итоге пути всех четверых пересекаются в ночном лесу.

Там же оказываются царь фей и эльфов Оберон и его супруга Титания. Они в ссоре: Оберон хочет взять пажа Титании к себе в помощники, но она против. Царь решает проучить жену; по его приказу веселый лесной дух Робин с помощью волшебного зелья заставляет царицу влюбиться в первого встречного. По иронии судьбы им оказывается один из ремесленников, которые в этом же лесу репетируют пьесу к свадебному торжеству. Усиливает комический эффект то, что лесной дух успел и здесь пошалить, превратив голову избранника Титании в ослиную. Робин околдовывает зельем и Лизандра, немедленно бросающего Гермию, и Деметрия - оба теперь пылают африканской страстью к Елене, отчего у той кружится голова.

После того, как герои окончательно запутаются в своих любовных похождениях, лесной дух все исправит. Гермия и Лизандр, Елена и Деметрий женятся, а Титания, отдав пажа своему мужу, мирится с Обероном. Произошедшее кажется удивительным сном всем, кто попал под чары. Венчает все комично сыгранная ремесленниками трагедия о Пираме и Фисбе.

Влюбленные часов не наблюдают

Несмотря на то, что спектакль шел почти три с половиной часа, время пролетело незаметно. «Сон» по-хорошему напомнил ощущение того театра, который был при жизни Петра Фоменко. Возможно, все дело в том, что комедии Шекспира - это хорошо знакомое для Мастерской пространство: «Двенадцатая ночь» и «Сказка Арденнского леса» - мощные вехи в истории этого театра. В этом смысле интересно выглядит состав актеров, удачно смешавший на сцене разные поколения «фоменок». В какой-то момент Оберон Карэна Бадалова кажется мудрым режиссером, наблюдающим за гибкой и эмоциональной молодежью, которая с легкой руки его мальчишки-помощника Робина (Амбарцум Кабанян) с энтузиазмом запутывается в лесной чаще. Влюбленным (Огарева, Горбачева, Мичков, Буторин) тоже надо отдать должное – клубок их героев настолько же изящен, насколько и истеричен, что напрочь заставляет забыть все ожидания и восхищенно хихикать, когда они носятся друг за другом, вылетая в зрительный зал, или, скажем, изображают драных кошек, готовых вцепиться друг в друга.

Воздушная легкость чувствуется во всем. В первую очередь - в тексте, потому что «фоменки» обладают удивительным свойством преподносить его в нескучной и очень живой манере, будь то пьеса пятисотлетней давности или «кирпичи» типа «Войны и мира». Акробатические кульбиты, которыми время от времени балуют публику, - не первый подобный прецедент в рамках постановки этой пьесы. Еще в 1970 году режиссёр Питер Брук ввёл в пьесу акробатические номера на трапециях, а также первым предложил использовать для ролей Тезея/Оберона и Ипполиты/Титании одних и тех же актёров, показывая, таким образом, что мир фей и эльфов - всего лишь отражение мира людей. Поповски тоже использует одних и тех же актеров на двух ролях. Отзеркаливание ночного мира фей в мир людей как будто вскользь показывает взаимопроникновение человеческих страстей и божественной власти, но главным ключом к этой постановке оказывается игра как таковая. Исторический пафос успешно сбивается даже на визуальном уровне: вначале герои появляются на котурнах, иллюстрируя высокий уровень серьезности происходящего, но потом одна «туфля» теряется, героиня начинает хромать, а за ней и другие персонажи оказываются на земле, фактически на уровне зрителя. Это как будто еще раз говорит: перед вами комедия, давайте же вместе посмеемся. И нет причин отказывать. Потешная лёгкость бытия, гибкость сценического пространства, парящие внутри шекспировского текста актеры создают нежное впечатление, что все здесь игра – насыщенная театром и любовью героев и актеров. Веселое хулиганство и добродушная ирония дарят неуловимо праздничное настроение и чувство радости бытия, которые всегда окутывали спектакли Петра Наумовича. Хотя, по словам одного из актеров - Кирилла Пирогова, выпуск спектакля был тяжелый, и возникало чувство, что работа не складывается.

Завершающий аккорд заставил уже не хихикать, а смеяться во весь голос как зрителей на записи, так и зал уфимского кинотеатра, который оказался вполне прилично заполнен. Трагедия о Пираме и Фисбе, сыгранная ремесленниками перед герцогом и молодоженами, - это, пожалуй, самая хулиганская часть постановки. Андрей Казаков, Кирилл Пирогов, Рустэм Юскаев, Никита Тюнин, Олег Нирян и Степан Пьянков, прекрасные в своей простоте, очень серьезно и искренне валяют дурака, демонстрируя коллизии трагического сюжета. Причем это заразительное кривляние невероятно органично укладывается как в общий контекст (помните, перед вами комедия), так и в актерские способности простых мужиков - Мотовилы, Клина, Дудки, Рыла, Цикли и Заморыша, которые к театру имеют очень отдаленное отношение.

Мастерская: 13 лет спустя

Приятной изюминкой стало то, что в качестве конферансье на трансляции спектакля выступила Ирина Пегова, бывшая воспитанница Мастерской, с помощью которой зрителям удалось в антракте заглянуть за кулисы и поговорить с несколькими актерами и режиссером театра. Искрящаяся теплой добротой, Пегова своим присутствием добавила особую нотку в общее настроение: одним из ее первых и главных выходов в кино стала роль в фильме Алексея Учителя «Прогулка», а этот головокружительный фильм о молодости и Петербурге собрал вместе тогдашних «фоменок» - Павла Баршака и Евгения Цыганова, сестер Кутеповых, Кирилла Пирогова, Галину Тюнину, Мадлен Джабраилову и других. Этот невольный привет из прошлого всколыхнул старые впечатления и по-своему заверил, что то необъяснимо свежее ощущение жизни, бьющее где-то между строк и интонаций, не угасло, а наоборот - хлещет так, что оторваться по-прежнему невозможно.

Если обратиться к обширным публикациям о Мастерской, то можно найти, что главный фоменковский вопрос, как только Петр Наумович начинал репетировать, был: «Кто кого любит?» И если не было любви – ему становилось неинтересно. Или он начинал ее придумывать. Ему было важно любить всех, и эта необходимость, вложенная в его воспитанников, рванула в этой комедии Шекспира ярким и красочным фейерверком, которого сейчас так не хватает на экранах. Или, может быть, это был просто сон?

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах