- Олег, какие чувства испытываете от возвращения в родной город?
- Я очень счастлив, просто безмерно. Огромное спасибо филармонии, что они нашли возможность и сразу откликнулись на предложение. Здесь все работает просто на высочайшем уровне. Мне очень приятно, что практически всех я знаю, со всеми так или иначе мы пересекались и разговаривали. Немного необычное ощущение, потому что годы летят, и ты встречаешь друзей, так скажем, повзрослевших. Кого-то уже нет, и поэтому ещё больше ценишь то, что ты родом из Уфы. Я живу практически на две страны - Россию и Сербию. В Сербии очень много культурных проектов русско-сербских. Мы хорошо сотрудничаем с Русским домом и с нашим посольством.
Олег анонсировал большое турне по городам России, которое открывается в Уфе.
- Затем едем в Тверь, Тулу, Оренбург. Счастье стоять на уфимской сцене, которую я помню еще с 1988 года. Когда я был молодой, студент Училища искусств, мы в составе бригад ездили по всем деревням и сёлам с выступлениями. Сколько лет прошло, страшно сказать, почти 40. Тогда это было здорово, классно. А с годами ещё больше ценишь нашу аудиторию, которая ходит и в оперный театр, и на спектакли. И у нас всегда была потрясающая джазовая аудитория. Надеюсь, я тоже приложил усилия, чтобы в Башкирии был джаз, чтобы даже дети любили джаз. Спасибо, Уфа, за все, что здесь было и есть.
- Как оцениваете уровень джаза в Башкирии и России?
- Мне недавно написал Марат Юлдыбаев, который многие годы прожил в Таиланде, и сообщил, что вернулся насовсем в Уфу. Марат - основатель коллектива "Дустар", который вместе с "Орланом" развивали средствами джаза нашу национальную музыку. И она оказалась очень востребованной. Буквально два месяца назад фирма "Мелодия" попросила переиздать альбом "Орлана" "Башкирские легенды". Очень приятно, ведь наша музыка востребована не только в России, но и есть много слушателей башкирского джаза в Японии, Америке, Италии, Германии.
Киреев заметил, что в Уфе – «большая плеяда молодых музыкантов».
- Это Павел Скорняков, Руслан Воротников и многие другие. Они сейчас очень востребованы на московской сцене и активно играют. Олег Янгуров, Рустем Каримов, Ирина Остин, Игорь Атапин - это музыканты, которые украсят любую сцену. Молодцы, что продолжают поддерживать джаз в Уфе. Кстати, во всем мире продолжается бум джаза, молодёжь вовлекается, и уровень у нее просто фантастический. Я счастлив, что в Советском Союзе были различные коллективы, которые развивали народные мелодии. Башкирская, татарская, казахская музыка прекрасно сочетается с джазом. Сегодня на концерте будут даже элементы китайской музыки.
- А как относитесь к искусственному интеллекту?
- Я думаю, что ту музыку, которую играем мы, искусственный интеллект не сможет сыграть, потому что за этим стоит человек, его мысли и душа. Понятно, что искусственному интеллекту можно поставить любую задачу и он выполнит. Сейчас в Уфе я проходил двор, где родился Сергей Довлатов. Ну как может нейросеть писать вместо Довлатова? Конечно же, задать задачу можно, и она напишет рассказ в духе Довлатова. Но ведь в его произведениях опыт конкретного человека.
Однако, по словам джазмена, «в коммерческой музыке, безусловно, нейросеть может помочь».
- Совсем недавно музыканты мне показали, как искусственный интеллект разложил известнейшую композицию Алексея Козлова "ностальгия" на семь-восемь стилей прекрасно и даже сделал вокал. И ты удивляешься этому, но ведь эту композицию сочинил сам Алексей Семёнович Козлов. Можно использовать искусственный интеллект в музыке для кино. У него есть определённые плюсы, и, безусловно, надо знать, как этим пользоваться.
- Слышали ли о группе Ay Yola?
- Слышал, конечно. Я даже удивился, что они сделали то, о чем я всегда мечтал. Но я не сообразил тогда сделать с электроникой. Хотя, конечно же, это не моё, потому что наш жанр этно-джаза направлен не на такую многомиллионную аудиторию. Ay Yola, молодцы, конечно же, очень здорово. Популяризация национальных мелодий через электронную музыку - это прекрасно. У нас задача всегда была средствами джаза популяризировать нашу музыку на более искушённую аудиторию, а Ay Yola делают на более широкую аудиторию.
- Какие события за последнее время стали для вас знаковыми?
- Очень много сделано хорошего в развитии музыки. Сербия - одна из наиболее дружественных стран России, земля, которая очень любит Россию. И я прикладываю немало усилий для нашей дружбы. Совсем скоро прилетает американец Кит Джаворс, мы с ним записывали совместную пластинку, а теперь будет русско-сербский джаз. В прошлом году он тоже приезжал, мы выступали на фестивале в Русском доме. Кроме того, за последние годы я записал пять альбомов.