Г-н Самохин считает, что пока государство слабо контролирует этот рынок, тем более что после 1 сентября ажиотаж на школьные товары заканчивается и надзирать становится не за кем.
- Не удивлюсь, если в мае цены на те же ранцы, форму и тетради могут быть процентов на 30 ниже, чем в августе, когда родители начинают собирать детей в школу, - посетовал Валерий Геннадьевич. – Однако наступит новый учебный год, и история повторится: родители опять будут нести непомерные расходы, чтобы обеспечить своих отпрысков всем необходимым перед походом в школу. Кто-то скажет, что можно покупать школьные товары задолго до начала августовского ажиотажа, но дети растут, и в сентябре эти вещи могут оказаться им малы.
Валерий Самохин видит выход в государственной поддержке, как отечественных производителей, так и родителей.
- В некоторых регионах России депутаты принимают законы, чтобы компенсировать родителям траты на подготовку ребенка к школе, - рассказывает он. – А можно пойти дальше и компенсировать эти расходы только в случае если товары куплены у российских производителей. Если посмотреть на рынок школьных принадлежностей, то большую его часть занимают китайские товары. То есть продавцы просто перепродают чужой товар. А нам в условиях санкций нужно иметь своих производителей. И поддержать их за счет спроса – родитель принес чеки, что приобрел детские товары «у своих», получи компенсацию на школьные расходы.
При этом уполномоченный по правам потребителей РБ уверен, что на школьных ярмарках продаются только товары, соответствующие всем нормативам, принятым в России.
- Детские товары строго контролируются, - сообщил он. – Поэтому за качество школьной формы переживать не стоит.
Также Валерий Самохин считает, что родители зря жалуются на школьное питание и уверяют, что в школьных столовых готовят невкусно.
- У детского питания тоже жесткие нормативы, - объясняет он. – Здесь не найдешь усилителей вкуса, острых соусов и приправ, жареных котлет и тому подобной пищи, потому что существуют четкие критерии, каким должно быть питание здорового ребенка. И, поверьте, в этих нормах не только рассчитывают количество калорий, необходимых для восстановления энергии, белков, жиров и углеводов, но и сменяемость блюд, чтобы дети получали разноплановое питание.
Валерий Геннадьевич уверен, что дети жалуются на школьные столовые не потому, что там готовят невкусно, а потому, что «надо менять вкусовые привычки в семье».
- Если в семье привыкли питаться крайне нездоровым фастфудом, где ничего кроме усилителей вкуса и химических соединений нет, то и ребенок будет отворачиваться от котлет, приготовленных на пару и полезных для пищеварения, - говорит он. – Здесь нужно начинать работу с родителей, которым стоит объяснить, что такое здоровое питание и почему дети должны есть правильную пищу. Ну, а если родители хотят, чтобы к окончанию школы их ребенок весил 100 килограммов, то пусть потчуют его фастфудом и дальше.
Г-н Самохин полагает, что «очень хорошо, если наши дети хотя бы один раз в день в школьной столовой едят горячую пищу, полезную для здоровья».
- Интересный факт – на днях проверяли санаторий, где живут переселенцы с Донбасса, и люди там тоже жалуются на то, что их кормят невкусно, - рассказывает уполномоченный по правам потребителей РБ. – А там пищу для беженцев готовит детский комбинат питания по всем принятым нормам. Но людям не нравятся полезные для здоровья супы, каши и паровые котлеты, они хотят «чего-нибудь остренького». Так что это проблема не школьных столовых, а сегодняшнего образа жизни и вредных пищевых привычек взрослых.
Валерий Самохин отметил, что в этом году практику Башкирии по организации школьного питания признали лучшей в России, хотя в этом рейтинге представлены 63 региона.