Председатель комиссии по борьбе с коррупцией СПЧ при главе Башкирии, адвокат Валерий Аббасов объясняет, что теперь привлекать за коррупцию смогут спустя и 20, и 30 лет. То же самое касается собственности, нажитой коррупционным путем – ее будут изымать у коррупционеров.
- Причиненный коррупционерами ущерб подлежит взысканию, а их имущество — изъятию, - разъясняет правозащитник. - Дело в том, что потерпевший в таких делах — государство, интересы которого нарушены. И, если надзорному ведомству стало известно о преступлении, совершенном много лет назад, то сроки давности при взыскании ущерба не применялись. Теперь постановление Конституционного суда РФ зафиксировало эту практику. Применить ее будет легко - и это, кстати, справедливо.
Теперь, по мнению адвоката, нужно сделать так, чтобы, например, добросовестный приобретатель имущества не пострадал. Суды должны будут разобраться в таких делах и выяснить, есть ли вина в коррупции сегодняшнего владельца активов.
- В противном случае мы столкнемся с очень большими проблемами, касающимися права частной собственности и интересов граждан, — пояснил он.
Не исключено, что после вынесенного Конституционным судом страны постановления могут быть частично пересмотрены и результаты приватизации.
- Поднял руки, чтобы сделать зло, — так написано в Библии про коррупционеров, - объясняет Валерий Османович. - Когда надзорное ведомство видит это, правомерно возбуждается уголовное дело. А если нет уголовно-правовой составляющей, то в гражданско-правовом порядке взыскивается ущерб. У нас коррупция появилась не сегодня.
Правозащитник рассказывает, что с древних времен цари нанимали стражников, которым жители платили за помощь в решении каких-то вопросов. Потом появились чиновники, государственный аппарат, где тоже брали мзду.
- Борьба с коррупцией продолжается со времен Римской империи, - напоминает г-н Аббасов. - Коррупция есть во всем мире, о ней, кстати, писал Николай Васильевич Гоголь, среди его персонажей много коррупционеров. Сегодня борьба государства с коррупцией направлена на устранение негативных последствий.
При этом, полагает адвокат, на снижение числа таких преступлений новый тренд, возможно, и не повлияет.
- Чтобы уменьшилось количество таких негативных моментов, необходима последовательность и необратимость наказания, - уверен правозащитник. - Смертная казнь, как в Китае, здесь вряд ли поможет. Вместе с количеством казней в этой стране растет и количество тяжких преступлений. При этом ни одна юрисдикция, и даже хваленая американская, не спасает от ошибок. Можно казнить 20, 30 человек, а потом окажется, что они невиновны. Так же случается и в Китае — обвиняют всех подряд, это недопустимо.
В России рост числа привлеченных за коррупционные преступления связан с вниманием к этой проблеме.
- Мы живем в такое время, когда нашей стране и так тяжело, - сетует Валерий Аббасов. - В это время заниматься взяточничеством и растратой — это даже не потеря совести, это предательство. Коррупционер дискредитирует власть, подрывает основы государства. С этой точки зрения коррупция — самое опасное для страны явление. Но нельзя думать о том, что абсолютно все представители власти - коррупционеры. Среди них огромное число добросовестных, честных, порядочных людей, которые работают так, что их семьи не видят.